Теоретические основы специальной педагогики Основные проблемы и категории специальной педагогики и специальной психологии
ПЛАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИСПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА(УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА ИЗ ЕЕ ВЕТВЕЙ.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО(ОСОБОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЫЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ,ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО.НАЗВАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, КОТОРЫЙПОДЧЕРКИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ(SPECIAL – ОСОБЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (АНГЛ.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИСпециальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИВопрос о необходимости помощи лицам с нарушениями в развитии выдвигали выдающиеся врачи и педагоги: Ф.Пинель, Ж.-Э.-Д.-Эскироль, И.Песталоцци, Ж.Итар, Э.Сеген, О.Декроли и др.Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов – врачей-психиатров, педагогов, общественных деятелей – в трех направлениях:Организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е.Грачева);2) открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей (И.В.Маляревский);3) создание вспомогательных классов при обычных школах , а затем самостоятельных вспомогательных школ, подведомственных городским управлениям (М.П.Постовский)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИЛ.С.Выготский (1896-1934) – выдающийся экспериментатор, исследователь, организатор народного образования.В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических функций» (1931) Л.С.Выготский ставит и решает общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и историчес- кого, природного и культурного.Большое внимание ученый уделял внимание проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции и т.д. Основываясь на данных своих исследований, Л.С.Выготский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, сохранное, что есть у умственно отсталого ребенка.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИОгромная эрудиция в различных областях знания, блестящий талант экспериментатора и теоретика привлекли к Л.С.Выготскому молодых ученых – впоследствии ведущих отечественных психологов – А.Н.Леонтьева, Л.И.Божовича, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИЦЕЛЬ: ДОСТИЖЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ(ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИМАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ КАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ)
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИМожет выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения). Может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИКомпенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИТермин употребляется применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первичном ее формировании.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аномальное развитиеАномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей.К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития.Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
Дефект (лат.defectus – недостаток) Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения:АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ, Т.К.СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫАНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ
СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Дефектологический словарь [Текст]. – М., 1970.Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.