В 1947 году Василий Александрович Сухомлинский занял пост директора Павлышской средней школы. В 1947 году Василий Александрович Сухомлинский занял пост директора Павлышской средней школы. В то время это была обычная, рядовая школа. Знаменитой ее сделал Сухомлинский. «Каждый ребенок был миром – совершенно особым, уникальным»,- говорил Сухомлинский. Только человек, для которого каждый ребенок действительно уникальный мир, только такой человек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, что … процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет Сухомлинский.
Все книги и статьи Сухомлинского объединяет мысль, что для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами. Все книги и статьи Сухомлинского объединяет мысль, что для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами. Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребенка. Сухомлинский писал, что всестороннее развитие и нравственное совершенство личности является целью воспитания. Известную мысль А.С. Макаренко о том, что нельзя все задачи воспитания решить одним средством, Сухомлинский развивает, показывая, что не только нельзя пользоваться одним средством, но нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустите что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, и вы не решите никакой другой задачи.
Школа в Павлыше - дворец, потому что здесь есть все для детской радости: радости труда, радости учения , радости встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться чистотой и красотой усадьбы … Школа в Павлыше - дворец, потому что здесь есть все для детской радости: радости труда, радости учения , радости встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться чистотой и красотой усадьбы … Павлышская школа – это и Дворец пионеров, и станция юных техников, и станция юных натуралистов, и детская спортивная школа, и музыкальная школа, и детская библиотека, и детский театр – все детские учреждения, собранные вместе за одним невысоким заборчиком. Воспитывать только на уроках невозможно. Так считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учениками и вне класса. Где? Поход и школьный вечер – вот обычные нечастые контакты учителя и ученика.
В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет списывать. Надо дать ребенку чувство гордости, достоинства, разбудить в нем совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребенка в Комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку … И главное, надо дать ребенку прекрасных воспитателей. Сухомлинский увидел их в обычных учителях.
«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка ... Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. » «Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка ... Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. » « … подлинная школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение – очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка … подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений.» « Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком.» « Воспитание – это … человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания.» « Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей … Задача школы и родителей – дать ребенку счастье.»
Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука , мастерство, искусство.» Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука , мастерство, искусство.» « Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом.» « Глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта – это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель – человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение.» Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.» « Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель.»
« Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. « Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ – наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога.» « Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены.» « … не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность … Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» « … в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно.»
«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.» «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.» « Человеческая красота раскрывается ярче всего в труде.» « Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души.» « Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания.» « Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.» « Музыка – могучий источник мысли.» « Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы.»
« Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учится – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях.» « Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учится – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях.» « … без отметки не обойтись. Но она должна прийти к ребенку тогда, когда он уже будет понимать зависимость качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение.» « Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень …» « Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед.» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.»
«То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием.» «То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием.» « … доказано наукой: легче запоминается то, что не обязательно запомнить; эмоциональная окраска воспринимаемых образов играет большую роль в запоминании.» «Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребенок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира.» « … чем раньше ребенок начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью … тем больше дает чтение для умственного развития.» «У ребенка, научившегося читать до 7 лет, вырабатывается очень ценное умение: его зрительное и мыслительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух.» « Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.»
« До окончания 2 класса дети должны научиться столь бегло, выразительно и сознательно читать, чтобы воспринимать глазами как единое целое небольшие предложения и законченные части больших предложений.» « До окончания 2 класса дети должны научиться столь бегло, выразительно и сознательно читать, чтобы воспринимать глазами как единое целое небольшие предложения и законченные части больших предложений.» « Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. … нужно учить такому чтению, чтобы ребенок, читая, думал.» « … начальная школа прежде всего должна научить учиться.» « Важнейшая задача начальной школы – дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладениями знаниями: умение читать, писать, наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами.» « … ребенок должен жить богатой духовной жизнью. Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития …»
Вся система развития и воспитания детей в Павлышской средней школе построена на Вся система развития и воспитания детей в Павлышской средней школе построена на