1В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим всё дальнейшее развитие ребенка. Период раннего и младшего дошкольного возраста
наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование у детей раннего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире,
с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи
Формирование перцептивных действий Формирование представления о сенсорных эталонах Формирование умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный) цвета
Эталонами формы являются геометрические фигуры( квадрат, круг, прямоугольник, треугольник , овал. Эталонами величины –большой, средний, маленький
Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра, которая оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. С детьми данного возраста проводятся игры - занятия, в которых усвоение какого- либо материала протекает незаметно для малышей. Следовательно, главное в том возрасте обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира
и в первую очередь - пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. В 2012-2013 году с детьми полтора- два года провела диагностику по сенсорным способностям.
И выяснила, что лишь не большая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различали лишь единицы. Поэтому в непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста, поставила следующие задачи
эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Изучив литературу и учитывая опыт других педагогов дошкольных учреждений создала сенсорную зону состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают внимание, моторику, тактильные чувства и стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону использую как накопительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. Свою работу я проводила поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные, и только потом называть цвет.
Для развития у ребят памяти, внимания, мышления предлагала такие дидактические игры как «Потерялся шарик» , «Собери бусы» , «Разложи по цвету» и др. Дидактический материал вызывал у ребят интерес и желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения
Я постоянно разнообразила дидактический материал отдавая предпочтения не приобретению готовых игр, а играм сделанных своими руками. Но всё же часть детей оставалась равнодушной , поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мишку», «Наряди солнышко»- цель которых научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Работа по восприятию цвета ,величины и формы проводились с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усвоившим программу, задания усложнялись, а малышам, трудно усвоившим материал предлагались задания в облегченном варианте.
Также проводилась работа и с родителями Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета которая позволила сделать следующие выводы: - большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка; - практически все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
Таким образом, были проведены и оформлены консультации, где родители были ознакомлены о содержании работы по ознакомлению малыша с цветом, формой, величиной, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Так, совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.
В конце учебного года была проведена повторная диагностикакоторая показала большой скачек знаний и умений практически по всем разделам программы сенсорного воспитания. Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности показал, что дети успешно овладели способами чувственного познания мира, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Из проведенной мной работы на тему о сенсорном развитии детей, я узнала много нового. Интересного и полезного для себя и для своей дальнейшей работы. Изучение этой темы в дальнейшем, поможет мне найти более эффективные методы и приемы знакомства детей с сенсорными эталонами.
И еще, я хочу сказать Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость, т.е ребенок радуется тому, что узнал что то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что –то сделать, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего детства, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания
Спасибо за внимание!