Семейное воспитание Социальный педагог гимназии№2 г.Сургут: Луцык Оксана Владимировна
Благополучная Материальная обеспеченность. Полносоставность (есть отец и мать). Благоприятный нравственный и эмоциональный климат. Высокая (достаточная) педагогическая культура родителей
Семья с дефицитом воспитательных ресурсов В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспитывают родственники
Конфликтная семья Стиль отношений между родителями или между родите лями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность родителей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, эмо циональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями
Асоциальная семья Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)
Нравственно неблагополучная семья Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занимаются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагополучии - это семья с нервной нравственной ориентацией: Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных, культурных интересов. Эгоистическая направленность: установка на индиви дуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т.д. 3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность
Педагогически некомпетентная семья Родители допускают ошибки в воспитании ребенка. Наи более типичные ошибки: 1. Авторитарность: стремление подчинить себе ребенка, неприятие в нем индивидуальности, навязывание го товых мнений и решений, строгая дисциплина, исполь зование в качестве основной меры воспитания прину ждения и физических наказаний. 2. Попустительство, чаще всего потворствующее: при знания права ребенка на полную автономию, безнад зорность, низкая осведомленность о проблемах ребен ка, его поведении на улице и в школе, бесконтроль ность. 3. Гиперопека - защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка. 4. Непоследовательность и противоречивость: воспита тельные дела, инициативы никогда не доводятся до конца, несогласованность требований взрослых в се мье, сочетание крайности воспитания (повышенная требовательность и бесконтрольность, слабоволие, родительская беспомощность, репрессии (наказания, избиения) и безнадзорность, гиперопека и непонима ние ребенка). Гиперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность, бескомпромиссность требований, из лишние запреты, морализирование, нетерпимость к слабостям и недостаткам. Недостаточная отзывчивость: не учитываются возможности ребенка и его потребности. Это лежит в основе: а) стремления навязать ребенку непосильные цели, дела, режим (например, занятия музыкой, требование отличных оценок); б) преобладания отрицательных ре акций на поведение (замечания, ругань, предостере жения, укоры и т. д.). Положительные реакции (похва ла, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму. Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания
Анкета «Семья учащегося» Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ре бенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родите лей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.
Анкета «Семья учащегося»Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами: Какие семейные традиции вы соблюдаете? Какие увлечения есть у членов вашей семьи? Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка: Какой труд объединяет вашу семью? Собираете ли вы семейные советы? Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье? Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей? Что хорошего/плохого приносит ваш ребенок из школы? Углубленное изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе? За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня? Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы? Чем вы удовлетворены в работе школы? Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы: Как вы организуете деятельность ребенка? Каким вы представляете жизненный сценарий вашего ребенка? техникум);
Рисуночные тесты "Обеденный стол" (тест для ребенка) Где бы ты хотел(а) сидеть за семейным обеденным столом?
«Прогулка по лесу» (тест для ребенка)
«Выражение лица» (для родственников) Оцените в баллах, в какой степени характерно для вас и вашего ребенка то или иное выражение лица. Используйте следующую шкалу: 0- никогда (не проявляется вообще), 1- редко (при одноразовом проявлении), 2- иногда (проявляется несколько раз), 3- часто (проявляется сравнительно часто), 4- всегда (носит доминирующий характер).
«Типичные ошибки семейного воспитания» воспитание и потребность в эмоциональном контактеРебёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.
воспитание и потребность смысла жизниБольшие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка.
воспитание и потребность достижения Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
воспитание как реализация определенной системыЭто обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка.
воспитание как формирование определенных качествВ этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми. Вывод: регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка. 3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
Таким образом, для того, чтобы преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: Принимать активное участие в жизни семьи; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка; Уважать право ребёнка на собственное мнение; Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка - вот наши главные лекарства. И ещё - полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь. Дубровский А.А.