Родительское собрание. Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”. И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива школы должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год Цель- знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. Тематика таких собраний носит характер отчёта школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.
Классные родительские собрания проводятся 1-2 раза в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. В течение учебного года классный руководитель обязан провести четыре обязательных родительских собраний. Первое, как правило, является организационным и проводится в сентябре. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание является итоговым и проводится в мае месяце.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. Текущие - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников.Тематические родительские собрания – это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Такие собрания направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.Итоговое родительское собрание- это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые есть. Итоговые собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели. Это могут быть праздники, концерты, торжественные собрания.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог планирует собрание, пишет его своеобразный сценарий. Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.1 этап. Организация родительского собрания. Этот этап начинается с определения повестки дня и приглашения участников.2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – это предмет творчества педагога. Существуют разнообразные формы проведения собраний. Вот некоторые из них: собрание-встреча, круглый стол, семейный совет, устный журнал, обмен мнениями по теме собрания, творческий смотр, дискуссия, интеллектуальный марафон, вечер вопросов и ответов родительско-ученический капустник, час общения: дети и родители и другие.
Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов: 1.Анализ учебных достижений учащихся класса. Классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.2.Ознакомление родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе.Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроке, на переменах, в столовой, на экскурсии и т.п.) Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».3.Психолого – педагогическое просвещение. Этот компонент не обязательно выделять в отдельный пункт. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важных задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.п.4. Обсуждение организационных вопросов состоит из двух составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах.5.Личные беседы с родителями. Объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность в том, что очень часто эти родители избегают собраний. Классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помощь.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию.Не следует проводить родительские собрания слишком часто. Необходимо привлекать родителей к проведению различных мероприятий. Полезно организовывать вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, консультации для родителей.У нас в школе на хорошем уровне проводятся родительские лектории (Садилова Т.А.), служба психолога (Борисова С.С.).
Примерная тематика родительских собраний.