Агрессия и агрессивность Э. Фромм определяет агрессию как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету А. Басс агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Е.П. Ильин, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации
Агрессия и агрессивность Агрессия – это поведение человека Агрессивность - свойство личности
По направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, нанесение побоев, изнасилования, угрозы, оскорбления Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
По причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)
По целенаправленности Инструментальная агрессия -совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
По открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
По форме проявления Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная -проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику
Агрессивность и подросток Агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Свою роль оказывает и социальная ситуация, вызывающая у части детей ощущение безнадежности и раздражения. В некоторых компаниях подростков агрессивность и асоциальное поведение рассматриваются как доказательство «бывалости», «мужественности». Подросток стремится занять достойное место в такой компании, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать и подавлять.
4 группы агрессивных подростков 1 группа. Характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремлением к потребительскому времяпровождению. Эгоизм, равнодушие, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих подростков. Они эгоцентричны, озлоблены, циничны, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Воздействие: надо опираться на такие качества личности подростков, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству. Им следует поручать конкретную и понятную работу с возможностью поруководить время от времени работой товарищей.
4 группы агрессивных подростков 2 группа. Эти подростки отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное поведение за счет слабых и младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. Воздействие: к индивидуальности и интересам этих подростков надо обращаться с подчеркнутым уважением, включать их следует не только в исполнительскую, но, прежде всего, в организаторскую деятельность. Надо вырабатывать умение не только командовать, но и подчиняться.
4 группы агрессивных подростков 3 группа. Эти подростки - приспособленцы, они не стремятся к достижениям и успеху. Они апатичны, в их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. Воздействие: таких подростков стоит вовлекать в работу, которая пробуждает интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
4 группы агрессивных подростков 4 группа. Эти подростки безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными. Для таких детей типична трусливость и мстительность. Поскольку причиной подростковых кризисов является стремление утвердить, реализовать себя на уровне взрослых, то надо включить ребенка трудовую, спортивную, художественную или организаторскую деятельность, чтобы подросток почувствовал себя нужным для общества. Воздействие: надо пробуждать интерес этих подростков к жизни, вызывать положительные переживания и помочь увидеть жизненные перспективы. В деятельности для них особо важно подчеркнуть личную ответственность за выполняемое дело.
Работа с агрессивными детьми 1. Игра (используется с детьми младшего возраста). 2. Изъятие из привычного окружения и помещения в корригирующую среду или группу. 3. Творческое самовыражение (рисование,занятия музыкой, конструирование, и другие виды творческой деятельности). 4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.). 5. Сублимирование агрессии в спорт (футбол, баскетбол и другие групповые виды спорта, требующие навыков сотрудничества; бокс или карате нежелательны). 6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия или более адаптивного поведения.
Предупреждение агрессивности Сохранять в семье атмосферу открытости и доверия Не давать ребенку несбыточных обещаний и надежд Не ставьте каких бы то ни было условий Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг к другу Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимости от его учебных успехов
Дети учатся жить… Если ребенка постоянно критиковать, он учиться осуждать. Если ребенок растет во враждебности, он учиться агрессивности. Если ребенок растет в страхе, он учиться всего бояться. Если ребенок окружен жалостью, он учиться жалеть себя. Если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учиться завидовать.
Дети учатся жить… Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учиться быть уверенным в себе Если ребенок растет в похвале, он учиться быть благодарным. Если ребенок растет признании, он учиться ставить цели и достигать их. Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.
Спасибо за внимание!