Развитие речи в норме .
1 год
2 года • Знает свое имя и может назвать его. • Хорошо различает слова и понимает их значения. • Чтобы выразить просьбу, пользуется и словами, и жестами. • По вашему заданию называет предметы на картинках. • В словаре примерно 200—300 слов. • Использует слова «да», «нет», «еще». • Слушает, когда ему читают книжку, и рассматривает картинки. • Может говорить предложениями и словосочетаниями из 2—3 слов. • Правильно употребляет некоторые грамматические формы (падежные окончания), согласовывает предмет и действие («мама гладит», «я не буду»).
3 года • В словаре примерно 1000—1500 слов. • Пользуется фразовой речью, но допускает грамматические ошибки. • Понимает значения предлогов и использует их в речи. • Понимает понятия «один» и «много», обозначает их словами. • Задает вопросы и выслушивает ответы. • Когда ему читают, договаривает звуки, слоги и слова. • Словами описывает свое отношение к чему-либо, свои мысли и впечатления. • Знает, различает и называет два цвета. • Знает, какое время суток в данный момент.
4 года В словаре примерно 1500 слов. • Строит сложные предложения, но с некоторыми грамматическими ошибками. • Задает сложные вопросы, используя слова «почему», «как», «кто». • Понимает и употребляет в высказывании такие слова и сочетания, как «наверное», «может быть», «я думаю, что». • Говорит предложениями, состоящими из 4—5 слов, употребляет глаголы в прошедшем времени. • Может подражать интонации взрослого. • Рассказывает на память короткие стихи, составляет короткий рассказ по сюжетной картинке. • Правильно произносит звуки «б», «п», «д», «т», «в», «ф», «г», «к», «м», «н», «с», «з», «ц».
5 лет • В словаре примерно 3000 слов. • Использует предложения из 5—6 слов, в том числе сложные, редко допускает грамматические ошибки. • Использует глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. • Может пересказать текст. • Считает до десяти, знает и называет свой адрес. • Понимает назначение предметов и объясняет, из чего они сделаны. • Знает, где правая и левая стороны. • Понимает и называет простые антонимы. • Правильно произносит все звуки.
6 лет • В словаре примерно 4000 слов. • Пользуется сложными предложениями, употребляет все части речи. • Может рассказывать и пересказывать, передает свое отношение к рассказываемому. • Использует обобщающие, абстрактные и отвлеченные понятия. • Рассказывает о событиях, происходивших в прошлом. • Правильно произносит и дифференцирует все звуки. • Правильно называет и показывает части тела, ориентируется в пространстве. • Ориентируется на листе бумаги, раскрашивает, штрихует, обводит, дорисовывает. • Знает буквы и цифры.
. Проявление речевых нарушений
Современные классификации речевых нарушений .
Клинико-педагогическая классификация Психолого-педагогическая классификация
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Клинико-педагогическая классификация
. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
. Заикание - нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
Нарушения письменной речи Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.
Психолого-педагогическая классификация Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (ФФНР)
. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Заикание - нарушения в применении средств общения
Причины речевых нарушений 1. Внутриутробная патология: -Внутриутробная гипоксия -Инфекционные заболевания матери (краснуха) -Травмы -Несовместимость крови матери и плода -Нарушения сроков вынашивания плода -Курение -Алкоголь и наркотические вещества
. -Прием лекарственных препаратов -Неудачное прерывание беременности -Работа на вредном производстве -Стресс 2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии 3. Неблагоприятные роды и их последствия 4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
Спасибо за внимание!