МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ им. И. А. КУРАТОВА» г. СЫКТЫВКАРА РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Руденко Елена Альбертовна социальный педагог
С Е М Ь Я малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999г.)
ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ, СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ психолог образовательного учреждения; классный руководитель, педагог; социальный педагог образовательного учреждения; специализированные учреждения; учащиеся и др.
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. - не обеспечивают обучение детей в школе; - не заботятся о состоянии здоровья детей; - не обеспечивают детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону.
2. Жестокое обращение с детьми. психическое насилие над детьми; - физическое насилие над детьми; покушение на половую неприкосновенность детей. 3. Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических и (или) психотропных веществ без назначения врача. 4. Бродяжничество родителей. Отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта.
5. Нежелание родителей работать и вставать на учет в Центр занятости населения. 6. Привлечение к уголовной и (или) административной ответственности, освобождение. 7. Факт лишения родительских прав в отношении предыдущих детей
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Индивидуально-профилактическая работа с семьей; Совет профилактики; Родительский комитет; Социальный контроль (рейд, патронаж); Консультации специалистов (психолог, психиатр, невролог и др.);
Оказание социальной помощи; Направление в различные специализированные учреждения; Ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних Управления образования; Ходатайство в УВД по г. Сыктывкару для привлечения родителей к административной ответственности по ст. 5. 35 Кодекса РФ об административных правонарушениях после проведения всей необходимой работы с семьей за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних ;
Направление ходатайства в Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МО ГО «Сыктывкар»: для принятия мер общественного воздействия; лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах; Ходатайства о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах направляются: в Управление опеки и попечительства агентства РК по социальному развитию по г. Сыктывкару; - в прокуратуру г. Сыктывкара.
СНЯТИЕ С УЧЕТА СЕМЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СВЯЗИ С: неподтверждением материалов, послуживших для постановки на учет; признанием в установленном законодательством РФ; исправлением. Семьи, снятые с учета остаются на контроле.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Список семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Социальная карта неблагополучных семей образовательного учреждения. 3. Социальный паспорт семьи. 4. Акты обследования семьи. 5. Индивидуальный план работы с семьей.
ЛИТЕРАТУРА 1. Л.Д. Баранова. Социальный педагог в школе. – Волгоград: Учитель, 2009. 2. Т. А. Мирошниченко. Семья и школа: грани сотрудничества. – Волгоград: Учитель, 2009. 3. Т. А. Шишковец. Справочник социального педагога. – М.: «ВАКО», 2007. 4 . Информационное письмо Управления образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» № 2957 от 25.07.07. 5. Информационное письмо Управления образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» № 647 от 26.03.08.
В Е С Е Л О Г О Р О Ж Д Е С Т В А и С Ч А С Т Л И В О Г О Н О В О Г О Г О Д А !
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!