ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
План Проблема компенсации функций.Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому).Соотношение биологического и социального факторов в процессе психического развития.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ФУНКЦИЙ
Исследователи теории компенсации:Австрийский психолог А.АдлерСоветский психолог Л.С. Выготский
ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ФУНКЦИЙ является центральным вопросом специальной педагогики От лат. Compensation –уравновешивание, уравнивание – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования или перестройки частично нарушенных функцийПри компенсации психических функций возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
Например:Компенсация функций зрительного анализатора
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Теория Л.С.Выготского О сложной структуре дефекта
ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
Выводы: Биологический фактор вызывает первичный дефект – необратимые изменения в развитии организма ребенка. Первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. Вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Теория Л.С. Выготского О соотношении биологического и социального факторов в процессе психического развития
Единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развитияГенетическая программа,состояние сердечно-сосудистойсистемы,дыхания,желудочного тракта при рождении Общество, в котором живет ребенок – тип идеологии, уровень развития науки, культурные традиции
Нарушения психического развития могут быть вызваны биологическими факторами,а также могут быть вызваны социальными факторамиПороки развития мозга, возникающие в результате генных мутаций, нарушений внутриутробного развития, патологии родов, воспалительных процессов, травм и т. д.Отклонения в развитии, обусловленные неблагоприятными условиями воспитания, создающими дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах онтогенеза
Вывод: Знание (понимание) влияния биологических и социальных факторов на развитие ребенка позволяет более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития.
Концепция А.Р.Лурия о функциональных блоках мозгаА.Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель мозга как субстрата психики. Согласно этой модели весь мозг может быть разделен на три основных блока, участвующих в любом виде психической деятельности.
1-й блок — энергетический — блок регуляции тонуса и бодрствованиявключает ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга,, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.
2-й блок — приема, переработки и хранения информации включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической, корковые зоны которые расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.
3-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической (сознательной) деятельности Основная цель работы этого блока — формирование планов действий, то есть создание программы психического акта и развертка последовательности исполнения его во времени в реальном поведении.
Вывод:Всякая форма сознательной деятельности является сложной функциональной системой. Она опирается на совместную работу всех трех блоков мозга.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Дефектологический словарь. – М., 1970.Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
Спасибо за внимание !Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.