Проблема общества – конфликт между родителями и ребенком Бог дал человеку два уха и только один рот, чтобы он слышал в два раза больше , чем говорит.
Как разрешать противоречия? Уметь слушать и слышать Помнить, что ребенок – полноправный член семьи, имеющий право на свое мнение Учить и учиться поиску альтернативы Помнить, что поиск альтернативы отличается от «дачи» советов и указаний («Сделай это», «Я думаю, что ты должен…»)
Почему советы бесполезны? Ребенок скептически относится к советам взрослого Не любит когда ему указывают Кто же виноват в том, что ребенок не принимает совет – взрослый или ребенок?
Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.
Этапы поиска альтернативы Определение противоречия или проблемы Выработка альтернативных решений Обдумывание и оценка альтернативных решений Выбор альтернативы и реализация решения Определение того момента, когда можно оценить прогресс.
Определение противоречия или проблемы Родитель должен быть уверен, что выбран правильно момент для поиска альтернативы Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, я хочу, чтобы ты помог решить ее» Скажите все как есть Избегайте обвинений Используйте совместные действия (дать понять ребенку, что только с его помощью можно решить данный вопрос)
Выработка альтернативных решений Позвольте ребенку первому предложить свои решения Дайте ребенку достаточно времени для обдумывания его предложений Будьте открытыми, избегайте оценок, обсуждения предложений ребенка Избегайте высказываний, которые дадут понять ребенку, что его предложения будут отвергнуты Поддерживайте ребенка Занимайтесь «мозговым штурмом»
Обдумывание и оценка альтернативных решений Исследование и оценка предложений В воображении проигрывание альтернативы и их последствия Ребенок включен в процесс обдумывания!
Выбор альтернативы и реализация решения Выбор альтернативы пройдет легче, если между родителем и ребенком произошел открытый и честный обмен мнениями
Определение того момента, когда можно оценить прогресс. Выбор удачного момента для анализа ситуации, того, как решаются проблемы, выделить плюсы и минусы альтернативы.
Родитель определяет «владельца» проблемы Чья это проблема? Кому с кем трудно? Кто не может добиться своей цели и почему?
Если проблема принадлежит ребенку… Внимательно выслушать Поискать альтернативу Предоставить ребенку возможность самому столкнуться с последствиями его самостоятельности Скомбинировать сказанное ранее.
Помните, что ответственный родитель должен уметь определять, кому принадлежит данная проблема; он испытывает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия.