PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Педагогика / Примеры методических приемов технологии развития критического мышления
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Примеры методических приемов технологии развития критического мышления


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Примеры методических приемов технологии развития критического мышления


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Примеры методических приемов технологии развития критического мышления МОУ Мольк
Описание слайда:

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления МОУ Молькинская СОШ Учитель Пригожаева Н.А.

№ слайда 2 Занятие в технологии РКМ состоит из трех фаз:
Описание слайда:

Занятие в технологии РКМ состоит из трех фаз:

№ слайда 3 ВЫЗОВ ВЫЗОВ: пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме
Описание слайда:

ВЫЗОВ ВЫЗОВ: пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и целеполагание. Реализация этого этапа может осуществляться посредством таких приемов, как мозговой штурм, инсерт, постановка проблемных вопросов, конструирование плана изучения материала совместно с учениками.

№ слайда 4 ОСМЫСЛЕНИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ или реализация смысла: знакомство с новой информацией. Цел
Описание слайда:

ОСМЫСЛЕНИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ или реализация смысла: знакомство с новой информацией. Целью этого этапа выступает развитие творческого мышления; навыков самостоятельной работы; освоение приемов поисковой деятельности, эвристической деятельности. Реализации этой технологической фазы способствуют различные приемы: прием пошагового чтения, составление кластера, прием цепочки проблемных вопросов, «продвинутая лекция», ключевые термины, взаимоопрос.

№ слайда 5 РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ или размышление: новые знания присваиваются и включаются в с
Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ или размышление: новые знания присваиваются и включаются в систему имеющихся сведений по теме, вырабатывается отношение к ней, намечаются пути дальнейшего поиска по теме и т.д. Способность к рефлексии является одним из условий творческой деятельности. Цель этого этапа — персонализировать знание; увеличить прочность, глубину знаний; осознать, осмыслить актуальное знание.

№ слайда 6 ИНСЕРТ В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система
Описание слайда:

ИНСЕРТ В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов. I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

№ слайда 7 II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отде
Описание слайда:

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V «галочка» (то, что уже известно)знак «минус» (то, что противоречит представлению)+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) ............ ............ IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

№ слайда 8 Мозговая атака 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они
Описание слайда:

Мозговая атака 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

№ слайда 9 Групповая дискуссия Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-
Описание слайда:

Групповая дискуссия Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: а) уважение к различным точкам зрения ее участников; б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

№ слайда 10 Чтение с остановками Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтен
Описание слайда:

Чтение с остановками Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

№ слайда 11 Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления - «перевод» и интерп
Описание слайда:

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления - «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями); - память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации; - оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; - синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей; - анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»; - применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;

№ слайда 12 Кластеры Это способ графической организации материала, позволяющий сделать нагля
Описание слайда:

Кластеры Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

№ слайда 13 Последовательность действий проста и логична 1. Посередине чистого листа (классн
Описание слайда:

Последовательность действий проста и логична 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

№ слайда 14 В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться за
Описание слайда:

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

№ слайда 15 Синквейн Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, сост
Описание слайда:

Синквейн Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

№ слайда 16 Правила написания синквейна 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная О
Описание слайда:

Правила написания синквейна 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

№ слайда 17 «Продвинутая лекция» Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции
Описание слайда:

«Продвинутая лекция» Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

№ слайда 18 Алгоритм действий 1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. П
Описание слайда:

Алгоритм действий 1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). 2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа) 3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции. 4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар). 5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2). 6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции. 7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар). 8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе. 9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, так и материал для подготовки следующего занятия.

№ слайда 19 Эссе Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, ф
Описание слайда:

Эссе Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

№ слайда 20 10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащим
Описание слайда:

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

№ слайда 21 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия
Описание слайда:

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

№ слайда 22 Ключевые термины Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на
Описание слайда:

Ключевые термины Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

№ слайда 23 При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и вер
Описание слайда:

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

№ слайда 24 Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые
Описание слайда:

Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

№ слайда 25 В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как пр
Описание слайда:

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

№ слайда 26 Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления»
Описание слайда:

Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

№ слайда 27 Список литературы Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-т
Описание слайда:

Список литературы Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления, 2004. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- № 8.- С. 11. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru