Причины низкой успеваемости в учебе и способы их устранения Учитель русского языка и литературы: Иванова Ю.В.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в 2 группы: 1) недостатки познавательной деятельности; 2) недостатки развития мотивационной сферы детей.
I 1) Недостатки познавательной деятельности. заучивание без предварительной логической обработки материала; выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил; недостатки контролирующей деятельности.
Недостатки познавательной деятельности
9 класс
10 класс
8 « А»
8 « Б»
2) Недостаточная сформированность основных психических процессов (мышления, памяти, внимания): неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение одновременно выполнять все требуемые правила, действия
3) Интеллектуальная пассивность неумение и нежелание активно мыслить 4) Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Основные свойства нервной системы
Индивидуальный подход учитель должен ориентироваться на индивидуально-психологические особенности ученика, строить обучение с учетом эти особенностей.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся со слабой н/с: 1) длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал; 2) ответственная, требующая эмоционального нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время; 3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа; 4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (для «слабого» благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного);
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; 6) работа в ситуации, требующей отвлечения; 7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой; 8) работа в шумной, неспокойной обстановке; 9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем; 10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога; 11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.
Преимущества слабых по своим нейродинамическим особенностям учащихся: 1) в ситуациях, требующих монотонной работы, действие по шаблону, схеме легче справляются по сравнению с «сильными»; 2) слабые любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы; они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности; 3) слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме;
4) за счет тщательной подготовительной работы слабые склонны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала; они глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал и потому обнаруживают свои преимущества в таких ситуациях, где требуются понимание и знание предмета сверх школьной программы; 5) слабые склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения; 6) они предпочитают при ответе или при усвоении материала использовать внешние опоры – разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, рисунки, таблицы, которые облегчают им учебную деятельность; поэтому в ситуациях, когда учитель требует наглядного изображения, они обнаруживают свое преимущество перед сильными; 7) слабые склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов; если им предоставляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильные.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся с инертной н/с: 1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения; 2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу; 3) когда время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой; 4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответы или вопросы другого учащегося); 5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; 6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания; 7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Преимущества инертных учащихся могут работать, долго не отвлекаясь; у них отмечается высокая степень самостоятельности при выполнении заданий; 2) медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение; у них наблюдается склонность к однообразной работе, они также успешно справляются с монотонной работой на протяжении долгого времени; 3) когда требуется полностью выслушать объяснение учителя, а затем начинать выполнять задание, инертные ученики без труда, быстрее, чем подвижные, начинают соблюдать это требование; 4) в работе на сообразительность инертные ученики принимают активное участие в том случае, если им дается достаточное время для обдумывания; кроме того, они активны в работе по изученному материалу; 5) если ученикам предоставлена возможность произвольно организовывать свою деятельность, инертные способны быстро выполнять задания; высокой скорости они достигают за счет специальной организации деятельности (например, продуманного расположения чертежей, отсутствия отвлечения на общение с учителем, соседом по парте).
II. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Основная причина дефектов познавательных интересов заключается в отсутствии необходимого минимума систематических знаний в какой-либо отрасли.
Типы неуспевающих школьников. 1) школьники, у которых неправильное отношение к учению; 2) усваивающие материал с трудом; 3) школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы; 4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
основа деления неуспевающих детей на типы
Работа с неуспевающими учащимися: Тип 1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают им усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки).
Приводите больше примеров, разъясняющих основные темы урока и некоторые сведения в различных учебных предметах, чаще используйте различные учебные пособия, которые помогут упрощенно объяснить тему или привести больше примеров по теме, чтобы помочь ученику представить и понять ее. Применяйте разнообразные методы исполнения, использование различных методик и способов, возбуждающих интерес ученика и притягивающих его внимание. Используйте различного рода упражнения, практические занятия, помогающие ученику понять и усвоить основные правила, догмы и необходимую информацию по учебному предмету.
Принимайте ограниченных в мышлении учеников такими, какие они есть, не избегая их, не испытывая к ним неприязни и не указывайте на их недостатки. Применяйте как можно больше методов обучения, и выберите из них наиболее подходящие к уровню ваших учеников, если ваша прежняя методика неспособна осуществить требуемые цели обучения. Лучше всего объединить учеников с одинаковыми способностями в один класс, чтобы иметь возможность следовать лучшим методам, соответствующим интеллектуальному уровню всех учеников класса.
Тип 2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе – их моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса).
Причины неуспеваемости по некоторым предметам в школе Отношения между учителем предмета и учеником Постоянные пропуски учеником одних и тех же предметов Неспособность ученика к усвоению определенного предмета
Гениальные двоечникиУ психологов есть теория, основная идея которой сводится к очень интересному предположению: "Многие двоечники — гениальные люди. У них творческие способности превышают уровень интеллекта".
А.С.Пушкин Ньютон Чарльз Дарвин
Д.И.Менделеев Эйнштейн Н.В.Гоголь
... Все они с трудом сдавали экзамены, были рассеянны, часто прогуливали занятия. Нет, они не ленились. Им просто было это все скучно – учить всякие правила, решить примеры. Зато, как только они находили что-нибудь интересное для себя, они погружались в это с головой и совершали гениальное открытие.