Родительское собрание на тему «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»Филатова Л.С.МБОУ ООШ №11р.п. Верхние Серги, Свердловской области
11-15 летПодростковый возраст: ТрудныйКризисныйПубертатныйПереломный Переходный
Психолого-педагогические доминанты развития подросткаДоминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностейРешающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей
Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, но и вероятность подчинения им.Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых в развитии самопознания, личного самоопределения
Потребность во взрослом обращенииВозникновение чувства взрослостиТяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать, курение, выпивка, развязный, грубый тон)Подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои фильмов, книг, или же сверстники, выделяющиеся чем-то.
Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельностиОбщение выходит за рамки учебы.Общение со сверстниками для подростков большая ценность , чем общение с родителями и ближними.Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействияИдеал подростковых отношений «всегда вместе, всё пополам»Большое место - откровенные разговоры
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективеЗначимо мнение сверстников, коллектива класса.Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищейГлавное – играние ролей
Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростковРационализация – снижение ценности недостижимого объектаФантазия – мысленное моделирование сложной жизненной ситуацииСублимация – замещающая деятельность
Потребность в активной познавательной деятельностиНаличие разных учителей дает возможность сравнивать их между собой и вырабатывать критерии для оценки их деятельностиПодростков привлекает содержание предмета, умение педагога создавать ситуацию успеха
Потребность в половой идентификацииЧрезвычайно внимательно относятся к внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят
Проблема 1. дефицит мужского влияния в школе феминизация мужчин и «маскулинизация» женщин.Проблема 2. Половая дезориентация. Перекладывание важных дел на женские плечи.Проблема 3. Вопросы полового просвещения. Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение.Проблема 5. Асоциально-половая адаптация подростков.
Возрастными задачами развития подростка являютсяПринятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведенияУсвоение мужской и женской роли. Образ половой роли.Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 5. Подготовка к профессиональной карьере.6. Формирование социально-ответственного поведения7. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.
Противоречия подросткового возрастаП. между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка.П. в отношениях со взрослыми.П. между «нужно» и «опасно»
Приемы эффективного взаимодействия с подростками
Учитесь говорить и слушатьРебенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели. Чтобы научиться договариваться с подростками надо заново обратиться к правилам активного слушания и доброжелательного общения
А что если…Очень важно правильно начать беседу. Учитесь выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Не смотреть в глаза. Задавать вопросы прогнозирующие развитие тревожной ситуации для вас.
Будем друзьями?Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.
Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностейДля подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не нравится взрослым. Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.
Как перехитрить одиночество?«У меня нет настоящих друзей» так часто полагают подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие планки. Но в борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.
Результаты анкетирования учащихсяПриняло участие – челНе участвовали –
1. Какие у тебя отношения с родителями2. Какие у тебя отношения со сверстниками?
3. Как ты в целом относишься к себе (положит-но, отриц-но, как-то еще)?4. Что ты ждешь от будущего?
5. Есть ли у тебя кто-то из взрослых кому бы ты мог довериться??6. Есть ли у тебя друг среди сверстников, кому бы ты мог сказать всё?
7. Что для тебя сейчас более важно? (учеба, общение с друзьями, взрослыми, что-то еще)
8. Что ты больше всего ценишь в людях?
Спасибо за внимание
Использованная литератураРодительские собрания, 7 класс\ Авт.-сост. О.В.Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.Картинки – из ресурса Интернета