Педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерность - результат совокупного действия множества законов, выражает многие связи и отношения.
Научно обоснованное построение процесса обучения требует обращения к диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные познавательно-преобразовательные функции:
1. части и целогоориентируют на преодоление функционализма в обучении, на учет того, что отдельные педагогические воздействия не являются достаточными для целостного развития личности2. общего, особенного и единичноготребуют определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования той или иной системы обучения
3. мерывводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий4. сущности и явленияобусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс
5. Единство содержания и формынаходит свое выражение в адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.6. Необходимоститребует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития
7. Случайностисвязана с учетом явления стохастичности в обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога8. Временипозволяющая различать учебное, психологическое и астрономическое время. Эти различия обусловлены субъективным переживанием частоты возникновения и длительности протекания учебных ситуаций
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Принципы обучения:• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Принципы обучения Содержательные:(отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием)-гражданственности-научности-воспитывающего характера-фундаментальности и прикладной направленности Организационно-методические:(отражают закономерности, которые связаны с организацией учебного процесса)-преемственности -последовательности и систематичности -единства группового и индивидуального обучениясоответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемыхсознательности и творческой активностидоступности при достаточном уровне трудностинаглядностипродуктивности и надежности
Содержательные принципы обучения: гражданственности. Отражает социальные аспекты обучения, выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости научности. Предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития
3. воспитывающего обучения. Базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых4. фундаментальности и прикладной направленности. Обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой
Организационно-методические принципы обучения:преемственности. Касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мираПоследовательности и систематичности. позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира
3. единства группового и индивидуального обучения. предполагает их оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению4. соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам
5. сознательности и творческой активности. утверждает их субъектность в учебном процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер6. доступности обучения при достаточном уровне его трудности. требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы
7. наглядности. "золотое правило" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека8. продуктивности и надежности обучения. обучение должно быть прежде всего продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект
Вопросы:1.Что понимается под «закономерностями» обучения?2. Назовите основные диалектические категории.3. Что понимается под «принципами» обучения?4. На какие две группы можно разделить принципы? Охарактеризуйте их.5. Что называют «золотым правилом»?