Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи 900igr.net
«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А.Сухомлинский.
Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями русских художников Развивать связную речь детей с проблемами в речевом развитии
Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Методы и приёмы Пояснение Сравнение Акцентирование деталей Приём «вхождения» в картину Игровые приёмы Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов Метод музыкального сопровождения Метод вызывания адекватных эмоций Тактильно-чувственный метод
Первый этап Свободное рассматривание картин (репродукций) различного жанра. Вопросы по содержанию картины. Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Искусствоведческий рассказ педагога. Знакомство с основными цветами и оттенками. Знакомство с различными материалами для изобразительной деятельности и их свойствами. Знакомство с творчеством И.И. Левитана, И.И.Шишкина.
Вопросы по картине на первом этапе работы: Что изображено на картине? Где расположены изображённые на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику? О чём мечтаешь, когда смотришь на картину?
Структура искусствоведческого рассказа: Сообщение названия картины . Сообщение фамилии художника. О чём написана картина. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр) Как оно изображено (цвет, построение, расположение). Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали. Что красивого показал своим произведение художник. О чём думается, что вспоминается.
Второй этап . Анализ содержания картины детьми. Знакомство со средствам художественной выразительности. Мотивация эмоционально - личностного отношения к произведению. Знакомство с жанровыми картинами. Знакомство с творчеством русских художников.
Вопросы по картине на втором этапе работы: О чём картина? Почему так думаете? Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?
Приёмы работы : Приём точных установок. Приём композиционных вариантов. Приём колористических вариантов.
Формирование творческого восприятия картины. Сравнение изображённого с личным опытом. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств. Третий этап
Вопросы по картине на третьем этапе: Что понравилось на картине? Что понравилось на картине? Чем она понравилась?
Приёмы работы: Пиём сравнения. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Игровой приём.
Мы рисуем
Золотая осень И.И. Левитан
Зима И.И.Шишкин
Грачи прилетели А.К.Саврасов
Март И. И. Левитан
Яблоки на красном фоне Петров- Водкин
«Составь композицию натюрморта». Дидактическое упражнение
Дидактическая игра «собери картину»
лото
Дидактическая игра «Собери палитру»
натюрморт портрет