Этапы современного урока
Содержание: 1. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя 2. Общая классификация 3. Задачи урока 4. Основные этапы урока по ФГОС: "Открытие нового знания" 5. Урок рефлексии 6. Урок развивающего контроля 7. Урок общеметодологической направленности. 8. Заключение. 9.Литература.
Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя. -на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности; - учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Общая классификация 1.Открытие новых знаний. 2.Уроки рефлексии. 3.Занятия общеметодологической направленности. 4.Уроки по развивающему контролю.
Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. Общеучебными умениями являются: - учебно–организационные; - учебно– информационные; - учебно – интеллектуальные; - учебно – коммуникативные.
Этапы урока по ФГОС «Открытие нового знания» 1.Мотивация в учебной деятельности. 2.Актуализация и пробное действие. 3.Выявление места и причин затруднения. 4.Построение проекта и решение проблемы. 5.Реализация сформированной модели. 6.Первичное закрепление с проговариванием вслух. 7.Самостоятельная работа с самоконтролем. 8.Включение в систему знаний и повторений. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мотивация 1.Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. 2.Актуализация требований к обучающемуся со стороны педагога. 3.Установление тематических рамок деятельности.
Актуализация и пробное действие: 1.Воспроизвели и зафиксировали навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения. 2. Активизировали мыслительные операции и познавательные процессы. 3.Активизировали норму учебного действия. 4.Попробовали самостоятельно выполнить задание по применению нового знания. 5.Зафиксировали появившиеся затруднения при реализации пробного действия либо при его обосновании.
Выявление проблем 1.Проанализировали все свои действия. 2.Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема. 3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.
1.В коммуникативной форме формулируют конкретную задачу предстоящих учебных действий, посредством которых выявленная ранее причина затруднений будет устранена. 2.Предлагают и согласовывают тему урока, которую педагог может уточнить. 3.Выбирают модель формирования нового знания. В качестве нее может выступать метод уточнения или дополнения. Первый актуален в том случае, если новую модель можно создать на основе уже полученных знаний. Метод дополнения применяется, если изученные аналоги отсутствуют, и нет необходимости вводить принципиально новые знаки либо способ действия. 4.Выбирают средства, с помощью которых формируется знание. К ним относят изученные модели, алгоритмы, способы записи, понятия, формулы и другие инструменты. Построение проекта
1.Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их. 2.Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний. 3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение. 4.Фиксируют в обобщенном виде способ действий. 5.Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее. Реализация проекта
Первичное закрепление 1.Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование. 2.Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Самостоятельная работа и самопроверка 1.Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки. 2.Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов. 3.Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее. Включение в сферу знаний и повторений 1.Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом. 2.Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.
РЕФЛЕКСИЯ 1.Уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок. 2. Назвать способы действий, которые вызвали затруднение. 3.Зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов. 4.Оценить свою работу на уроке. 5.Наметить цели для последующей деятельности. 6. По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание.
Структура урока рефлексии: 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 2. Этап актуализации и пробного учебного действия 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Этап рефлексии деятельности на уроке
Уроки по развивающему контролю I урок (Проведение контрольной работы) Структура урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности 2. Этап актуализации и пробного учебного действия II урок (Анализ контрольной работы) Структура урока: 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап решения заданий творческого уровня 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Структура урока общеметодологической направленности: 1.Этап мотивации 2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4.Этап включения изученного в систему знаний 5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Заключение Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого урока должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.
Роль учителя на современном уроке Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем? Какие требования предъявляет к учителю информационный век? Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок ( игровые оболочки), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.
Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю: - Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; - Ученик должен знать зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ученика; - Исключила из своего лексикона слова ошибочный ответ, неправильно и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: А как вы думаете…, Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь… . - Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. - На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. - Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.
Спасибо за внимание!
Список литературы 1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007. 2. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики», – М.: Просвещение, 2005. 3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982. 4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002. 5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.