Открытый урок: учить и учиться Технология подготовки и проведения открытого урока по М.М. ПоташникуТ.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района СПб2011 г.
Технология- такая система взаимосвязанных мер, которая носит внеличностный, общенаучный характерТ.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района СПб2011 г.
Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого урока выбор учителем приемов и методов не используемых в повседневной практике;проектирование урока без учета особенностей класса, сложившейся системы работы;несоответствие структуры урока, учебного содержания урока поставленным целям и задачам;логическая незавершенность этапов урока;формальное исполнение проекта урока, отсутствие педагогической гибкостинеясность цели проведения урока….и т.п.
Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого урока выбор учителем приемов и методов не используемых в повседневной практике;проектирование урока без учета особенностей класса, сложившейся системы работы;несоответствие структуры урока, учебного содержания урока поставленным целям и задачам;логическая незавершенность этапов урока;формальное исполнение проекта урока, отсутствие педагогической гибкостинеясность цели проведения урока….и т.п.
Алгоритм Информационный проспектХарактеристика классаПредставление проекта урокаОбоснование проекта урокаВопросы по проекту урокаУрокАнализ урока учителемАнализ урока администрациейВопросы по состоявшемуся урокуОбщая дискуссияЗаключительное обобщение
Разработка учителем информационного проспекта Цель проведения открытого урокаМетодическая идея, новшестваТема урокаМетодические материалыРаздается накануне урока
Характеристика класса, где состоится открытый урок Уровень обученностиОбучаемостьРеальные учебные и воспитательные возможности детейПсихологический портрет класса (ведущие каналы восприятия, сформированность универсальных учебных действий и т.п.)Такая характеристика – важнейшее обоснование проекта открытого урока.
Представление учителем проекта урока Место урока в теме, разделе, курсеЦелевые установкиХарактеристика учебного содержания, выбранных методов, форм и средствСтруктура урока (этапы, планируемое время)Сущность собственных новшеств, методической идеи, опытаВозможные методические вариацииПрогнозируемые учебные действия, возможные результатыИ т.п.
Обоснование проекта открытого урока Используемые дидактические теории, концепции, образовательные практикиРезультаты диагностики учащихсяТворческая лаборатория учителя ( как появился такой опыт?)
Ответы учителя на вопросы по проекту урока Учитель должен позаботиться о том, чтобы вопросы возниклиОтветы должны быть аргументированыВ результате - учитель сможет судить об ожиданиях присутствующих, что позволит оптимизировать проект урока
Зачем нужна такая подготовительная работа? Позволяет понять все действия учителяУменьшает риск ошибочных суждений об урокеВызывает интерес присутствующих, мотивирует к повышению квалификации
Проведение открытого урока Импровизация, в зависимости от сложившейся ситуации, готовность изменить проект урокаВоплощение основных методических идей представленного ранее проекта урока (учет особенностей класса, педагогические приемы и т.п.)
Анализ урока учителем Форму и содержание определяет сам учитель. Самоанализ урока является показателем способности учителя к рефлексии и его эрудицииВажно отразить:степень достижения поставленных задач;причины и обоснования необходимости отклонения от проекта урока;нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;наметить перспективы дальнейшего изучения учебного материала
Анализ урока администрацией школы Необходим для дополнения анализа, сделанного учителем.Помогает скорректировать дальнейшее обсуждение.
Ответы учителя на вопросы присутствующих Ответы учителя должны носить объяснительно-развивающий и информационно- познавательный характер
Общая дискуссия Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующихЦенны не только комплиментарные высказывания, но предложения, обозначение неиспользованных возможностей и т.п.Учитель может подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа
Заключительное обобщение учителя Дает возможность учителю оппонировать тем, кто неверно дал оценку открытому уроку
Открытый урок – это маленький шедевр. Иначе за него и браться не стоит
Используемая литература: Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008Поташник М.М. Требования к современному уроку – М.: Центр педагогического образования, 2008