Организация работы с родителями (законными представителями) Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО ИРООО Арбузова Ляна Викторовна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО ИРООО
Рекомендуемые задания для совместного выполнения обучающимися с родителями Назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Укажите, какие религии они исповедуют. Узнайте, какие религии преобладают в вашем городе, области, крае, республике.
Рекомендуемые задания для совместного выполнения обучающимися с родителями Приведите примеры влияния религии на культуру. Письменно опишите одно из христианских, иудейских, мусульманских или буддийских религиозных сооружений, находящихся в вашем поселке, городе, другом месте. Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.
Рекомендуемые задания для совместного выполнения обучающимися с родителями Письменно опишите одно из религиозных сооружений, находящихся в вашем поселке, городе, другом месте. Какие художественные произведения религиозного назначения в нем находятся? Расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье, в вашей группе.
Личностно-деятельностный подход в организации работы с родителями Совместная деятельность детей и взрослых по достижению обоюдно определенных воспитательных целей. Основная задача педагога- совместный с ребенком и его родителями поиск образцов нравственной и духовной культуры, коллегиальное определение норм и ценностей социальной жизни, создание ребенку условий для их понимания и принятия.
Личностно-деятельностный подход в организации работы с родителями Содержание совместной деятельности- проектирование педагогических ситуаций, стимулирующих разнообразные виды деятельности субъектов взаимодействия. Переход родителя из позиции объекта педагогического воздействия в субъектную позицию со-деятеля, соучастника.
Личностно-деятельностный подход в организации работы с родителями Специфика подхода- ориентация на формирование субъектности родителей: развитие умений не только совершать ту или иную педагогически оправданную деятельность, но творчески преобразовывать ее вследствие внутреннего побуждения, исходя из осознанной необходимости, ценности, значимости данного действия для него самого и ребенка.
Стратегические задачи повышения уровня педагогической культуры родителей - осознание родителями целей воспитания детей; понимание закономерностей и уникальных особенностей личностного развития воспитанников; соответствие требований родителей возможностям и потребностям детей; умение принимать решения в конкретной педагогической ситуации развития личности ребенка; умение выбирать сообразно ситуации и грамотно использовать разнообразные методы и приемы воспитания.
Недостатки родительской культуры, нуждающиеся в исправлении: забота о материальном благополучии ребенка в ущерб воспитания; доминирование процесса обучения над воспитанием; использование вербальных методов и приемов воспитания; выработка единых воспитательных требований.
Принципы повышения педагогической культуры родителей Принцип единства педагогического просвещения и самообразования родителей. Принцип многообразия форм работы с родителями. Принцип опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Университет педагогических знаний (форма просвещения родителей) Родительские собрания Лекции Беседы (консультации) Практикумы (семинары, диспуты, ролевые игры) Конференции для родителей (по обмену опытом, матерей, отцов) «Вечер вопросов и ответов» Открытые уроки
Формы учебного взаимодействия педагога с родителями на уроке Урок – наблюдение Урок- практическое участие родителей Урок-соревнование Уроки- совместное изучение информационных технологий Приоритет- активные формы взаимодействия и творческое общение с семьями.
В общении с родителями –максимум тактичности!!! Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга Правильное речевое клише : «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Задание для тьюторов Опираясь на материал занятия предложите свой вариант активного взаимодействия с родителями (членами семьи) школьника, изучающего курс ОРКСЭ (форма, тема, цель, стратегия, конечный продукт, результат) Обменяйтесь результатами работы в группе Представьте лучший (наиболее продуктивный) вариант от группы ( 1 мин.), обосновав, почему выбрали именно этот материал.
Гармонизация детско-родительских отношений «Ящик доверия». Учет опыта межличностного взаимодействия – родители отвечают на три вопроса: Как мои родители поступали в данной ситуации? Как я поступлю в этой ситуации? Как советует поступить в этой ситуации педагогическая литература? Родительский пример как механизм социального наследования, особая форма передачи социального (нравственного) опыта.
Критерии эффективности взаимодействия (в процессе изучения ОРКСЭ) Изменения отношения ребенка ( к самому себе, к родителям, к окружающим). Изменения отношения родителя (к себе как к родителю, к ребенку, к стилю семейного воспитания).
Рефлексия Ответьте на вопрос– что Вам мешает эффективно организовать работу с родителями? (прием «Камни и мосты») Ответы подпишите.
Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить. А. Гастев Спасибо за внимание!