ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» Одаренный ребенок и его воспитание Выполнила студентка группы ДО - 3«А» Воробьева Дарья Дзержинск 2017 год
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни ка чество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ Общая одаренность − высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор. «Художественная» одаренность − музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, драматургии (театре). Некоторыми исследователями были разработаны рекомендации по выявлению художественных способностей и деталей у подростков. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.
«Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р. Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания. Этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной одаренностью или включает ее в себя. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые спо собности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых возможностей, умений, навыков, быстро и кон кретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Нестандартность мышления приводит к не стандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками. Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умни ки» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, кото рые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Интеллект − относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.
Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием и т. п.), используют стандартизированные тесты достижений. Психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Стандартизированные тесты на перцептивно - двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, координацию движений, скорость реакции.
Социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определя ющее успешность в общении. Социальный интеллект развивается 17-18 лет. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успеш ности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности по шить, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Скрытая одаренность — позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто та кие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатика ми. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
По мнению Джозефа Рензулли одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов: 1. Способности выше средних 2. Креативность 3. Включенность в задачу
Семь принципов сопровождения одаренных детей Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий: Различные варианты метода наблюдения за детьми Специальные психодиагностические тренинги Проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия Организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями Экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных. Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности). Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д. Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения). Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как: анализ продуктов деятельности наблюдение беседа экспертные оценки естественный эксперимент.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что: Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жиз ни и смерти, религии и сущности мироздания. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые пе реживания в случае невозможности их достижения.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в про блему, подавляя любые «помехи». Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отноше ния между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Остро переживают несправедливость в случае нарушения мораль но-нравственных норм и отношений.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки одаренности Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружаться» в него, если оно ему интересно. В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова. Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости. Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций. Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым. Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Характеристики успешных лидеров (по Н. А. Бурдыко, В. И. Малышенко): Интеллект выше среднего Умение принимать решения Способность иметь дело с абстрактными понятиями, планированием будущего, временными ограничениями Ощущение цели, направления движения Гибкость, приспосабливаемость Чувство ответственности Уверенность в себе и знание себя Настойчивость Терпимость и терпение при работе с людьми Энтузиазм Умение ясно выражать мысли в устной форме
Распространёнными проблемами талантливых детей считаются: Сложность найти близких по духу людей. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека. Потребность во внимании со стороны взрослых.
Работа с одаренными детьми Участие детей в олимпиадах: школьных, районных, краевых и т.д. Наличие в школах материально-технической базы, оборудования Небольшая наполняемость классов Должны работать квалифицированные учителя, которые применяют различные технологии в обучении, используют дифференциацию и индивидуализацию, формируют различные приёмы учебной деятельности Наличие психолога
Воспитание одаренных детей - задача совершенно особенная. Одаренному ребенку нелегко, ему необходим индивидуальный подход, индивидуальное обучение, и в то же время ему необходимо создавать возможность играть с его сверстниками и общаться. В тех сторонах деятельности, где ребенок не отличается от других — например, в спорте, — он должен участвовать в занятиях со сверстниками наравне с другими, ему надо помогать дружить, чтобы он не вырос одиноким и непонятым.
Воспитание и обучение одаренных детей строится на двух основных принципах: ускорении и обогащении. Ускорение подразумевает более быстрое усвоение материала, чем это происходит в обычной школе. При этом некоторые специалисты высказывают мнение, что ускорение подходит далеко не всем одаренным детям. Для этого ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний быстрее. Самым простым вариантом ускорения является раннее поступление в школу, или сдача экзаменов экстерном. Обогащение является расширением объема получаемых знаний. Кроме того, на уроках преподаватель стремится дать больше самостоятельности учащимся, благодаря чему они могут более полно использовать полученные знания.
Большинство одаренных детей в последствие становятся учеными, изобретателями, писателями, бизнесменами и другими знаменитыми личностями. При условии, конечно, что детская одаренность развивалась, а не подавлялась. Как сказал один поэт несколько веков назад: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Эта мысль не утратила своей актуальности до сих пор. При воспитании одаренного ребенка помните, что это в первую очередь ребенок, который также нуждается в полноценном детстве, как и все дети. Поэтому в детстве одаренного ребенка также должно быть место шалостям и другим детским проявлениям. От того, какое детство будет у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь.
“В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”. В. А. Сухомлинский.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ