Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга Обзор программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста подготовила воспитатель Приходько Елена Григорьевна
Экология как наука существует десятки лет. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга» «Истоки»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры. Наряду с комплексными программами создано значительное количество парциальных программ, которые выходят на экологическое воспитание дошкольников. Парциальные программы по содержанию, целям и задачам можно разделить на три основные группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами) К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград), «Мир природы и ребенок» (Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева).
«Юный эколог» С.Н. Николаева программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада. Программа состоит из 2-х подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников»; «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей». т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы -триада «вижу-слышу-осязаю», эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Основные цели 1-ой подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.
Программа «Наш дом — природа» Н.А.Рыжова. Цель программы: Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. Программа содержит 10 блоков каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты - получение знаний о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр. К программе выпущены методические разработки, представлен ные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякина-Новикова. Цель: формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологическое воспитание. Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание является приоритетным. Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей этого возраста: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам. К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год. Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа « Экологическая дорожка» А. В. Королева дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения. Программа « Мы» Н. Н. Кондратьева В основу программы «Мы» положены знания о живом организме (растения и животные как живые; приспособление растений и животных к средам обитания; человек как живое существо; рост, развитие и размножение животных и растений). Ядром содержания являются знания о человеке и его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умение его осуществлять. В программе поставлены следующие задачи: 1) развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; 2) формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; 3) накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей . Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». Т.А. Копцевой «Природа и художник»
Программа «Семицветик» В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Девиз программы: «Семицветик» Воспитание через Культуру и Красоту. Темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки, составленные из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем: 1 «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии 2 «Небо». Что мы видим в небе, что в небе живет, связь Земли и Неба 3 «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры 4 «Светочи». Великие Люди – народные Герои и Подвижники. В основе построения и развития программы в течение года лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, а также связь тем с фенологическим (в отдельных случаях с астрономическим), народным и современным социально-бытовым календарем. К программе прилагается сказочная хрестоматия «Про Небо и Землю», которая поможет педагогу расширить кругозор ребенка, обогатить его представление о мире, и, главное, посеять в нем зерна добра, истины и красоты Авторами созданы пособия: «Солнечный круг», «Азбука мира», «Уроки мира».
Программа «Природа и художник» Т. А. Копцева. Программа нацелена на формирование у детей четырех - шести лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей.
Программа» Мир вокруг нас» Т.И.Попова Цель программы: научить детей видеть и чувствовать красоту окружающего мира, свободно и осознанно постигать его законы. Это комплексная программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В работе с детьми 6—7 лет используются мифы, легенды, загадки, нравственно-философские беседы об окружающем мире по темам: космос и человек, природные стихии и человек, минеральное царство, растительное царство, мир животных. Программа « Планета – наш дом» И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская Цель программы: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы. Программа включает восемь тем («Земля планета» — «Твердь» — «Вода» — «Воздух» — «Цветы» — «Насекомые» — «Деревья» — «Птицы»), содержащих 72 занятия. Учебные материалы состоят из трех блоков: учебник-хрестоматия, методика проведения занятий и разрезные листы заставок-иллюстраций по всем темам.
Третья группа программ в содержании программ комплекс вопросов социальной направленности :социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии в этой группе программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва).
Программа «Жизнь вокруг нас». Н. Н. Авдеева и Г. Б. Степанова Разработана в соответствии с содержанием государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие экологической культуры детей». Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой - создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ