Тамбовская область Пичаевский район МОУ Пичаевская средняя общеобразовательная школа Оценка физического развития и состояния здоровья учащихся 8 класса В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Работа выполнена учащимися 8 класса В Руководитель: Акатушева Г. Н., учитель биологии
Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен
Цели работы:выяснить состояние здоровья учащихся класса; на основании анализа наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня; выяснить соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в школе.
Характеристика классаВ классе 26 учащихся, из них 12 мальчиков и 14 девочек. По годам рождения: 1991 г.р. – 4, 1992 г.р. - 22
План работыСоставить характеристику класса; Провести мониторинг состояния здоровья в 1, 5, 8 классах; Провести исследование по теме: «Оценка физического развития и состояния здоровья»; Провести исследование «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»; Определить уровень комфортности школьных помещений.
Характеристика класса Юноши: рост, см Девушки: рост, см вес, кг вес, кг
Мониторинг здоровья по группам здоровья
Основные заболевания
Оценка физического развития и состояния здоровья учащихся класса Цель: выяснить состояние физического здоровья, научиться оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели; выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Требования к выполнению работы учащимися: Самооценку состояния здоровья необходимо проводить ежедневно, в течение 1 недели, чётко фиксируя результаты в таблице. В самодиагностике приняло участие 22 учащихся класса.
Функциональное состояние организма оценивалось по следующим показателям:Самочувствие Настроение Аппетит Умственная работоспособность Частота сердечных сокращений Сон Болевые ощущения
Оценка физического здоровья учащихся
Особенности психосоциальных условий жизни
Особенности режима дня
Определение влияния образа жизни на состояние здоровья Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья Особенности питания а/ Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда их не нарушаете. (Балл = + 2) б/ Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, однако, иногда позволяете себе их нарушить. (Балл = + 1) в/ Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания, но сами их не придерживаетесь. (Балл = - 1) г/ Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье. (Балл = - 2)
Особенности двигательной активности а/ Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаёте большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (Балл = + 2) б/ Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно. (Балл = 0) в/ Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время предпочитаете занятию физическими упражнениями любое другое занятие, например, просмотр телепередач.
Закаливание а/ Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие. (Балл = + 2) б/ Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом), либо в зависимости от настроения. (Балл = +1) в/ Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно. (Балл = 0)
Особенности режима дня, труда и отдыха а/ Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (Балл = +2) б/ Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм. (Балл = +1) в/ Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (Балл = -1)
Особенности эмоционального состояния а/ Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (Балл = +2) б/ Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение. (Балл = 0) в/ Мельчайшие мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться в раздражительном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете. (Балл = -2)
Жизненная позиция а/ Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в уныние и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (Балл = +2) б/ Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием. (Балл = -2) в/ Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям (а и б), или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
Анализ полученных данныхЕсли сумма баллов равна от +9 до +12, можно утверждать, что образ жизни способствует укреплению здоровья. Сумма набранных баллов от + 6 до + 8. Такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья. Если сумма баллов менее + 5, необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Определение экологической комфортности школьных помещенийПроведение анкетирования учащихся класса; Определение площади и кубатуры учебного кабинета в расчете на одного учащегося; Анализ рациональности расстановки мебели и оборудования в кабинете; Анализ соответствия цветовой гаммы кабинета гигиеническим требованиям; Мониторинг светового и теплового режима в кабинете; Анализ состояния, ухоженности и размещения декоративных растений в кабинете
Выводы: Для сохранения и укрепления здоровья учащимся нашего класса необходимо: 1. выполнять режим дня, правила чередования труда и отдыха; правильно питаться; 2. заниматься физической культурой, проводить закаливание организма; 3. управлять своими эмоциями; 4. следить за экологическим состоянием своего классного кабинета.
Литература:Журнал «Биология в школе», № 2/ 2004 г. Журнал «Биология в школе», № 3/ 1990 г.