МБДОУ муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида №186 «Веснушка Использование игр-экспериментов в работе с детьми по изобразительной деятельности. Шпанова Олеся Сергеевна воспитатель 900igr.net
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Это обусловлено противоречием традиционных методов и форм воспитания в системе ДОУ и новыми социально-экономическими условиями реформирования общества, т.е. меняется общество должно измениться и содержание воспитательно-образовательной системы. Сегодня общество определяет необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному.
Актуальным является формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, как начальной ступени обучения. формирование познавательных интересов развитие самостоятельности привитие умения учиться воспитание инициативности, творчества Таким образом, формируя познавательную активность дошкольников,обеспечивается благополучная социализация личности в общество.
Формирование познавательной активности в дошкольном возрасте становиться важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Ряд таких научных представлений выделяют методы, повышающие познавательную активность детей. Среди этих методов достойное место занимает экспериментирование и опыты. Эксперимент –метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Особенностью данного метода является взаимодействие с изучаемым объектом Метод дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двухсторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем глубже он изучает окружающую действительность. В то же время, чем глубже ребенок познает объект действительности, тем точнее он передает его детали в изображении.
1.Изучение свойств разной бумаги и применение их в изобразительной деятельности Чаще всего изобразительная деятельность детей по рисованию осуществляется на бумаге. Поэтому целесообразно познакомить дошкольников с ее свойствами. В своей группе в познавательной беседе мы рассматривали виды бумаги, ее предназначение, а также экспериментировали с бумагой. Первый опыт заключался в познании таких свойств, как сминание и сгибание бумаги. В качестве образцов были подобраны картон, писчая и туалетная бумага. На втором этапе дети исследовали такие свойства бумаги, как разрывание и разрезание. В качестве образцов были выбраны те же виды бумаги. Третий опыт заключался в изучении свойства – рисование на разной бумаге.
Отображение свойства бумаги – сминание и сгибание .
Я предложила детям поэкспериментировать, стать активными участниками исследования. В результате такого взаимодействия дети смогли наглядно-практическим способом получить знания и самостоятельно сделать вывод о взаимосвязи плотности бумаги и ее свойств. При таких условиях у ребенка возникает желание действовать, развивается интерес, эмоциональный подъем. Эмоциональная отзывчивость детей в процессе сминания бумаги полноаспектна. Смять простой лист бумаги у детей не вызвало ни какой трудности. Однако стоило предложить им смять уже заготовленный образ, создалась проблемная ситуация -переломный момент в эмоциональном отношении к данному явлению (дети не желали портить предложенную мной заготовку). В данном случае меня выручил эффектный образец готовой работы.
Отображение свойства бумаги – разрывание и разрезание .
Разрывание бумаги с целью придания нового образа поделки вызвало у детей бурный эмоциональный отклик. На мой взгляд, этот способ имеет большое значении в самоутверждении тех дошкольников, которые недостаточно хорошо выстригают, а также для леворуких детей, поскольку у них овладение выстриганием происходит медленнее, чем у праворуких детей. «Эксперимент – это осмысленная игра, а результат игры- это радость – радость творческая, радость победы» А.С.Макаренко Экспериментальная игра захватывает детей , погружает их в мир творения, загадки и тайны, а это всегда вызывает только положительные чувства у детей, особенно у дошкольников, которые, в силу психологических особенностей, живут в мире сказки и игры.
Отображение свойства бумаги – рисование
2. Экспериментирование с разными материалами( бумага, ткань, пластилин, мука)и применение различных техник в изобразительной деятельности После ряда занятий с детьми по эспериментированию в изобразительной деятельности, мои воспитанники жили в ожидании чуда и часто задавали вопрос: «А когда снова мы что-нибудь сотворим?» Оставаться на достигнутом ни им, ни мне не хотелось. Так мы стали экспериментировать с разного рода материалами и техниками в изобразительной деятельности.
Рисование по мокрому.
Основываясь на любознательности младших дошкольников, я познакомила детей с таким явлением как водопроницаемость бумаги. Предложила внедрить полученные представления в изобразительную деятельность: попробовать нарисовать одно и то же изображение, только одно на сухой бумаге, а второе на мокрой. Дети наглядно убедились, что одно и тоже изображение представлено в двух разных вариантах. Благодаря способности бумаги к намоканию краска растекалась, создавая красивые образы. Дети в дошкольном возрасте с удовольствием экспериментируют и чувства ребенка в этот момент не описать словесно, это нужно пережить с ним.
Рисование по мятому. После сминания бумаги я предложила детям ее расправить. Частично бумага расправилась, но не стала прежней (шероховатая поверхность). Предложила воспитанникам создать образ. Они убедились, что рисовать по такой бумаге сложнее, чем на ровной, поскольку остаются непрокрашенные пустоты. Однако, благодаря им создается новый художественный образ.
Аппликация из ткани Экспериментирование в изобразительной деятельности я организовала и при работе над аппликацией из ткани. С помощью практических действий мы с детьми определили, из чего выстригать легче – из бумаги или ткани. Вывод детей я обосновала схожим строением этих материалов – и ткань, и бумага представляют волокна. Однако, ткань более плотная, поскольку расстояние между волокнами гораздо меньше, чем у бумаги.
Лепка (пластилин) Работая с пластилином, я раскрыла детям разнообразные приемы лепки, в том числе и сочетание разнообразных материалов для создания выразительного художественного образа(природный и бросовый материал).
Лепка (мукосолки) Эксперимент начался уже при замешивании теста. Далее я предложила детям поработать с тестом: мы раскатывали его, прищипывали, пристригали, подкрашивали и даже попробовали на вкус( использовались экологически чистые продукты)
Экспериментируя с детьми в художественной деятельности, предложите им окунуться в сказку и слепить фантастичную птичку: Птица в ярком оперенье К нам из сказки прилетела. В чём же дело? В чём же дело? Или побывать в мастерской Гнома-мукодела: В гости к Гному мы ходили, Мукосолки там лепили, Их сушили целый день, Нам раскрасить их не лень.
3. Игровой материал по экспериментированию в изобразительной деятельности (игры, опыты) Для организации познавательно-исследовательской практики дошкольников в изобразительной деятельности я использовала разнообразные игровые упражнения и приемы познания. При работе с красками для малышей происходит целое открытие, когда они, опуская кисть с той или иной краской в стаканчик с водой, наблюдают, как вода окрашивается в этот цвет. Причем следует уделить внимание на то, что цвет окрашенной воды светлее самой краски. На данном этапе я предложила детям еще один эксперимент. Приготовила 4-6 баночек с водой и выбрала один цвет краски. Совместно с детьми мы набирали краску на кисть и растворяли ее в воде. Но в первой баночке мы растворили один раз взятую краску, во второй два раза, в третьей три раза и т.д. Затем сравнили окрашенную воду во всех баночках. Таким образом, я познакомила детей с тоном (от более светлого до самого темного). При работе с красками необходимо ребенку открыть многообразный мир оттенков, научить ребенка смешивать краски для получения дополнительной цветовой гаммы. Работу я начинала с элементарного смешивания белой краски с цветной, для получения более светлого тона для того или иного оттенка.
Цель: расширить представления детей о разнообразии цветной гаммы, способах получения оттенков. Увлечь детей экспериментированием с палитрой путем смешивания красок, открытием бесконечного количества оттенков.
Игровые действия: взрослый предлагает детям воплотится в роль цветоваров и определить ингредиенты той или иной краски(перед детьми выставляется карточка с итоговым вариантом цвета). Детей можно разделить на команды, выигрывает тот кто первым «соберет" цвет.
Игра «Послушная акварель» Смешенная техника рисования различными материалами(восковые мелки или свечи и акварель или гуашь) Цель: познакомить практическим путем со свойствами и особенностями материалов по рисованию.
«Космос» «Подснежники» Организация: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками или свечой. Затем поверх рисунка наносится акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка , и он как бы проявляется.
Эта игра предполагает рисование на песке, крупе или соли. Цель: увлечь детей экспериментированием по созданию образов на сухом и мокром песке, активизация и развитие сенсорно-моторной сферы.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себя по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Желаю удачи.