Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств. Практикум «Мастер-Класс» по логопедическому массажу при Дизартрии Семинар 10-11 мая 2014 г. г.Челябинск Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор МГПУ и МГГУ им.Шолохова
1. Методические рекомендации к логопедическому массажу - Архиповой Е. 1. Методические рекомендации к логопедическому массажу - Архиповой Е. 2. Дифференцированный массаж при Дизартрии - авторская позиция Архиповой Е. 3. Массаж при ДЦП – авторская позиция Архиповой Е. , Дедюхина Г. 4. Самомассаж – Дьяковой Е. 5. Точечный массаж при заикании – Мещерская Л., Шевцова Е. 6. Массаж при ринолалии и нарушении голоса 7. Инновационные технологии логопедического массажа. 8. Практикум «Мастер-Класс»- дифференцированный массаж при Дизартрии.
А.И. Назиев, врач – рефлексотерапевт А.И. Назиев, врач – рефлексотерапевт Л.Н. Мещерская, кандидат педагогических наук
В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры -БАТ, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.
Родителям, чьи дети заикаются, можно предложить освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях. Родителям, чьи дети заикаются, можно предложить освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.
Родителей надо настроить на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: Родителей надо настроить на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами – интервал 2 недели; между вторым и третьим – от 3 до 6 месяцев.
В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур: первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, последующие – через день.
1т – вначале каждой процедуры 1т – вначале каждой процедуры 2 т– вначале каждой процедуры 15 точек-БАТ 3 т– каждый день 4 т –каждый день 5 т - через день 6 т- через день 7 т- через день 8 т- через день 9 т- через день 10т- через день 11т- через день 12т- через день 13т- через день 14т- через день 15т- через день
В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным.
Бывает, что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего. Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Бывает, что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего. Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата.
Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаиваетесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение – заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут 6 месяцев. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаиваетесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение – заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут 6 месяцев.
Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше родители начнут делать его ребенку, тем выше эффект. Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше родители начнут делать его ребенку, тем выше эффект. Взрослый человек, страдающий заиканием, тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.
При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Надо надавливать на точку воздействия акупунктуры- БАТ- подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты, увеличивая силу давления. При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Надо надавливать на точку воздействия акупунктуры- БАТ- подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты, увеличивая силу давления.
Но делать это надо так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле. Потом слегка ослабить давление, не убирая палец, затем опять надавлвать сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким. Но делать это надо так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле. Потом слегка ослабить давление, не убирая палец, затем опять надавлвать сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.
В первый раз для того, чтобы найти нужную правильную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты. В первый раз для того, чтобы найти нужную правильную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.
Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры – БАТ- найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.
Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно; если же возникает головокружение, прекратите массаж Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно; если же возникает головокружение, прекратите массаж
Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру. Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.
Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай, кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа. Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай, кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.
Начинают курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них, вы повышаете защитные силы организма. На рис. видно, что точка1 находится на тыльной стороне кисти. Начинают курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них, вы повышаете защитные силы организма. На рис. видно, что точка1 находится на тыльной стороне кисти.
Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 – одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 – одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.
В первые два дня воздействуйте только на эти точки 1 и 2. В первые два дня воздействуйте только на эти точки 1 и 2.
Потом, делая третью и четвертую процедуру, массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно - воротниковой области. Потом, делая третью и четвертую процедуру, массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно - воротниковой области.
Проводя пятую и шестую процедуру, массируйте точки 5 и 6 также с обеих сторон. Проводя пятую и шестую процедуру, массируйте точки 5 и 6 также с обеих сторон.
С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове – по две в день. С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове – по две в день.
На точки 7, а затем и 8 воздействуйте одновременно. Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот. Последовательно начинайте массировать и другие точки. На точки 7, а затем и 8 воздействуйте одновременно. Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот. Последовательно начинайте массировать и другие точки.
Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания, то нужно массировать т. 14, 15, а во время следующего сеанса добавить т.16, 17. Симметричные точки 16,17 массируют одновременно. Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания, то нужно массировать т. 14, 15, а во время следующего сеанса добавить т.16, 17. Симметричные точки 16,17 массируют одновременно.
При воздействии на точки 4,5,7,8,13,16,17 ребенок должен сидеть, При воздействии на точки 4,5,7,8,13,16,17 ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 – лежать на животе, а точек 9,10,11,12,14,15 сидеть или лежать на спине.
Точечный массаж делайте не более 30 – 40 минут. Точечный массаж делайте не более 30 – 40 минут.
Речевой режим Речевой режим Правила речи Расслабляющий массаж + логопедический точечный Солевые ванны с гидромассажем Назначение невролога: Пантокальцин + Глицин + Эдас 306 (911) на ночь
http://www.profit-shop.ru/shop/UID_901.html http://www.profit-shop.ru/shop/UID_901.html
Гидромассажный коврик для домашнего использования покупают такой как на ссылке и родители очень довольны результатом. Гидромассажный коврик для домашнего использования покупают такой как на ссылке и родители очень довольны результатом. Эффект от простых солевых ванн усиливается в 2 раза, если подобрать оптимальную температуру.
В самом начале у нас получилось: В самом начале у нас получилось: - массаж расслабляющий + точечный 10 процедур, -потом 10 дней отдохнули и - далее через день 5 солевых и 5 простых гидромассажных ванн перед сном (не горячих) Запинки прекратились через 3-4 недели, то есть как раз к окончанию курса
Книга - Блыскина И. В. Книга - Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
Массаж кистей и стоп Массаж кистей и стоп Плантарный массаж (стоп) Аурикулярный массаж(ухо) Массаж волосистой части головы Массаж профессора Ауглина Краниопунктура, или скальптерапия – растирание зон головы
Детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж для детей с ММД: Детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж для детей с ММД: Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Постепенно учить ребенка самостоятельно выполнять следующие упражнения:
1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз. 1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх. Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.
2.Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек. 2.Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек. 3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.
4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз. 4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.
5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на точки (рис. 1) на каждую по очереди: 5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на точки (рис. 1) на каждую по очереди: точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза; точка 2 — на середине носовой кости; точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян); точка 4 --- соответствует точке Хэ-ляо.
Новый метод воздействия на организм человека. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях. Новый метод воздействия на организм человека. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях.
Массаж линий проводится поглаживающими, растирающими и разминающими движениями в направлении роста волос. Массаж линий проводится поглаживающими, растирающими и разминающими движениями в направлении роста волос. Хороший результат в лечении можно получить, влияя на зоны и методом прессации.
Массаж зон краниопунктуры вызывает улучшение работы корковых проекционных зон головного мозга, что оказывает благотворное влияние на общее состояние человека и его психическую деятельность. Массаж зон краниопунктуры вызывает улучшение работы корковых проекционных зон головного мозга, что оказывает благотворное влияние на общее состояние человека и его психическую деятельность.
Рис. 2. Зоны краниопунктуры: Рис. 2. Зоны краниопунктуры: 1 — моторная зона; 2 — чувствительная зона; 3 — вторая зона речи; 4 — третья зона речи; 5 — зона зрения; 6 — зона носа и горла; 7 — центральная точка; 8 — теменной бугор; 9 — точка на середине расстояния между бровей; 10 — точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра
Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций. Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций. 1. Моторная зона — линия, которая начинается на 0,5 см кзади от центральной точки и оканчивается в точке пересечения горизонтальной линии с центром височной кости.
2. Чувствительная зона — линия, которая параллельна моторной зоне, расположена кзади от нее приблизительно на 1,5 см. 2. Чувствительная зона — линия, которая параллельна моторной зоне, расположена кзади от нее приблизительно на 1,5 см.
3. Вторая зона речи — линия, расположенная параллельно медиальной; начинается на 2 см ниже от теменного бугра и имеет дл.= 3 см. 3. Вторая зона речи — линия, расположенная параллельно медиальной; начинается на 2 см ниже от теменного бугра и имеет дл.= 3 см.
4. Третья зона речи — линия, расположенная параллельно зоне 3; начинается от центра последней, имеет длину = 4 см. 4. Третья зона речи — линия, расположенная параллельно зоне 3; начинается от центра последней, имеет длину = 4 см.
После общего массажа головы ребенка для повышения его внимания, памяти, речи и другой мыслительной деятельности рекомендуется воздействие на линии-зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6. После общего массажа головы ребенка для повышения его внимания, памяти, речи и другой мыслительной деятельности рекомендуется воздействие на линии-зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Для снятия напряжения артикуляционного и голосового аппарата и повышения его тонуса применяется массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев: Для снятия напряжения артикуляционного и голосового аппарата и повышения его тонуса применяется массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:
а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, б) от переносицы к околоушной впадине, в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно, г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.
Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.
Для активизации голосового аппарата выполняют вибрацию гортани. Расположив подушечки пальцев на гортани производят вибрирующие движения сверху-вниз Для активизации голосового аппарата выполняют вибрацию гортани. Расположив подушечки пальцев на гортани производят вибрирующие движения сверху-вниз
Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность. Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность.
Массаж после операции –уранопластики - делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Массаж после операции –уранопластики - делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее.
Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1—5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд). Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1—5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд).
Архипова Е. Ф. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1989.— 79 с.:ил В книге дается общая характеристика развития детей первые двух лет жизни, страдающих церебральным параличом, и методика коррекционно-воспитательной работы с ними. Автор описывает логопедический массаж конкретные приемы исправления отклонений в доречевом развитии с целью предупреждения тяжелых речевых дефектов.
Продолжение Продолжение Следует!