Личность ребенка и урок … Отказавшись от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащая ученика способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, педагог преобразует ученика из объекта воздействия в субъект интеллектуального труда и навсегда расстается с такими старыми проблемами, как дисциплина урока, невыполнение заданий, неуважительное отношение к учителю, недобросовестность и безответственность. Н.Е. Щуркова,
Результаты опроса педагогов(2005 год)95% учителей утверждает, что «урок играет роль элемента воспитания…»Но: только для 45% из них – «урок оказывает реальное воспитательное влияние»37% опрошенных отмечает, что «для них главное «усвоение учебного материала»Для 31% педагогов главное – «отношение детей к учению»
Профессиональные позиции учителей«нормативная»«информативная» «административно-приказная»
Мировоззренческая позицияУрок – это действительно целая жизнь, проживание и осмысление её происходит прямо «здесь и сейчас»
Понятие личностиЛичность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих
Структура личности:Способности;Темперамент;Характер;Волевые качества;Эмоции;Мотивация;Социальные установки
Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности
Темперамент индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека
Мотивационная сфера ребенкаМотивы могут быть:Общие и конкретные;Связанные с процессом деятельности;Связанные с результатом деятельности;Внешние и внутренние
Эмоциональная сфера подростка характеризуется:Яркостью восприятия;Непосредственностью и откровенностью;Большой эмоциональной неустойчивостью;Склонностью к аффектам
Волевая сфера Воля – это сознательное управление человеком своими действиями и поступками.Характеризуется: - интенсивностью; - длительностью; - направленностьюСила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства человекаВолевые качества упорство самообладание
Самосознание – осознание себя как личностиВ процессе самосознания в человеке появляется определенное отношение к себе (эмоциональный компонент), который в сочетании с знаниями о себе (содержательный компонент) образует самооценку познание себя (чего я стою)С/О прогностическая (что я могу) регулятивная (как я должен себя вести)
«Подняться над собственным мышлением…»Конструирование суждений по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация»;Понимание, создание и восприятие дефиниции (определения) любого предмета или явления через выделение существенного признака;При классификации совокупности предметов обязательное предварительное выделение единого основания для разделения предметов на группы;Определение поля рассмотрения темы в системе пяти вопросов «что?», «почему?», «где?», когда?», «как?»;Крупные блоки устного или письменного изложения вопроса выстраиваются согласно заявленной теме при условии «обратной последовательности» слов в названии работы
Очень важно:Чтобы после объявления темы урока была представлена его цель и произошло осмысление этой цели;Чтобы были актуализированы представления учащихся об изучаемом «предмете»;Чтобы четко был обозначен объем предстоящей работы и наглядное оформление приобретаемых умений;Чтобы вырисовывались перспективы жизни, как социальной так и личной;Чтобы гарантированным был результат деятельности ребенка и в разной мере – успех каждого ребенка;Чтобы «здесь и сейчас» без страха быть осмеянным проживалось и свободно высказывалось отношение к изучаемому;Чтобы все участники урока видели Человека в каждом присутствующем и выстраивали отношение к его душе уважительно, нежно и осторожно, вне зависимости от учебных успехов должности родителей, одежды и даже социальной роли в группе;Определение поля рассмотрения вопросов в системе пяти вопросов «что?», «почему?», «где?», «когда?», «как?».