Как научить ребёнка стать самостоятельным.
Учебная самостоятельностьУчебная самостоятельность – включает умение ставить учебные задачи и решать их вне опоры на побуждение и помощь извне, это потребность человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению, проявлять инициативу и творчество.
Задание 1 группе«Первоклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да и ошибок много: все эти знаменитые «ищо», «сенце», «чюствую»…Как же не заметить и не поправить? Но ребёнок после замечаний расстраивается, скисает; не хочет писать дальше». Вывод?
Правило №1Не вмешивайтесь в дела, которыми занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему : «С тобой всё в порядке. Ты обязательно справишься».
Задание 2 группе «Отец мальчика рассказывает: «Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье и я играл с младшей дочкой. Через 5 минут слышу: Пап, не получается, помоги. А я ему в ответ: Ты что, маленький?» Сам разбирайся.» Миша погрустнел скоро бросил конструктор. Так, с тех пор, к нему и не подходит. Вывод.
Правило №2Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребёнком новых действий, постепенно передавайте их ему.
Задание 3 группе«Андрею уже 6 лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идёт гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик уже «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают всё лености и невнимательности ребёнка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день. Вывод?
Правило №3Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
Задание 4 группеРассказывает мама девочки: «Прихожу вечером с работы, а дочь встречает меня и говорит, что решила помочь мне и постирала в машинке грязное бельё. Я иду в ванную и вижу,что в машинке вместе с белыми вещами красуется цветное бельё. Естественно цветные вещи слиняли и безнадёжно испортили белые. Я расстроилась и отругала дочку, а она мне в ответ: «Я хотела сделать как лучше!» и со слезами побежала в свою комнату. С тех пор, о чём бы я не попросила, дочь отказывается выполнить мои поручения, ссылаясь на то, что мне опять не понравится и я её отругаю».
Правило №4Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
В помощь родителям:Чтобы домашнее задание выполнялось хорошо, быстро и не утомляло ребенка, необходимо, развивать у ребенка внимание, память, воображение. Я предлагаю Вам дополнительную литературу и Интернет ресурсы.Солнышко»http://solnet.ee Портал для детей и любящих их взрослых: конкурсы, игры, сказки, детский журнал, консультации специалистов и многое другое!«Мурзилка»http://www.murzilka.org/ Это интернет-версия одноименного журнала. Современный "Мурзилка" насыщен интересными, познавательными материалами, которые привлекают не только юных читателей, но и их родителей. В журнале печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ (например, "Школа безопасности", веселые уроки математики и русского языка, раздел "Головоломки, игры, затеи"). «Познайка»http://www.poznayka.ru Большой выбор разнообразных заданий и игр (направленных на развитие детей) На сайте вы найдете разнообразные занятия для развития мелкой моторики рук, игры на внимание, воображение, игры, развивающие логическое мышление и просто направленные на общее развитие ребенка.
Как развивать самостоятельность у детей. Постоянно обогащайте знания и умения детей.Постарайтесь создавать условия, побуждающие детей активно использовать имеющиеся знания и умения.Воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряйте самостоятельность.Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью детей от прямых приёмов (показ, объяснение) переходите к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждайте самостоятельность и самоконтроль.Тренируйте волю детей, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца, ориентируйте на получение хорошего результата.Постоянно расширяйте область самостоятельности детей, раскрывая перед ними новые возможности, показывая рост их достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.Поддерживайте у детей чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации
Спасибо за внимание!