Цель: Цель: развитие культуры педагогического мышления, способности понимать сущность и закономерности исторической эволюции воспитания, образования педагогической мысли Задачи: формирование знаний и представлений об истории воспитания и образования в контексте единого мирового педагогического процесса Изучение сущности педагогических идей, концепций в их историческом развитии; формирование и дальнейшее развитие аналитических, оценочных и других умений при анализе историко-педагогических источников; обеспечение сочетания гносеологического, теоретического подхода к историческим явлениям и фактам в сфере образования с эмоционально-личностным отношением к ним. ориентация на применение знаний из истории образования, педагогической мысли для осмысления современных педагогических проблем.
История педагогики и образования как область научного знания. История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика. История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
1. Становление и развитие истории педагогики 1. Становление и развитие истории педагогики знание понятий: история педагогики, всемирный историко-педагогический процесс, история образования , история педагогической мысли, персоналии, факты и события. представления: концептуальные подходы к познанию истории педагогики и образования; ведущие педагогические идеи, теории в их историческом развитии понимание: сущности всемирного историко-педагогического процесса
Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего Востока. Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире.
Образование и просвещение в Византии, странах Ближнего и Среднего Востока. Образование и просвещение в Византии, странах Ближнего и Среднего Востока. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Средневековья. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Русском государстве XVII в. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Русском государстве XVII в. Педагогика эпохи Просвещения в Западной Европе, США и России (XVIII в.). Развитие образования, ведущие педагогические идеи и концепции в Западной Европе, США и России XIX в. Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России в конце XIX – начале XX вв. Реформаторская педагогика.
Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России до середины XX в. Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России до середины XX в. Основные тенденции развития образования и педагогики в мире во второй половине XX в.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. Высших учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 400 с. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. Высших учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 400 с. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 416 с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007 - 496 с. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю.Брешковска, Ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.толстого, 2008. – 241 с. Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009– 333 Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 603 с. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 512с. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 464с. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 560с.
Изучение дисциплины Изучение дисциплины предусматривает: слушание лекций подготовку к семинарским занятиям; самостоятельное изучение материала; выполнение творческих заданий; контроль и самоконтроль усвоения содержания дисциплины. Продуктами самостоятельной работы являются: опорные конспекты рекомендованных источников, сравнительные таблицы, письменные ответы на поставленные проблемные вопросы, результаты выполнения тестовых заданий, решение кроссвордов, рефераты, курсовые работы.
План. План. 1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского. 2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта. 3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского. 4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.
План: Основные типы школ в государствах Древнего Востока. Воспитательно-образовательные системы Древней Греции (афинская, спартанская). Особенности образовательной практики в Древнем Риме. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания (на примере наиболее значительных её представителей).
План: План: 1. Педагогическая мысль в Византии и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики. 2. Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения. 3. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования. 4. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
План: План: Концепция Д.Локка о воспитании «нового человека» Основные идеи эпохи Просвещения. Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Теория «элементарного образования». Педагогическая система А. Дистервега.
План. План. 1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. 2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори). 3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции. 4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
План. План. 1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг. 2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий). 3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен). 4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
План. План. 1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов. 2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер). 3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека. 4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
План. План. 1. Проблемы демократизации современной школы. 2. Школьные системы образования. Инновации в образовании. 3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
Раздел 1. Раздел 1. Введение в изучение истории образования и педагогической мысли. История педагогики и образования как область научного знания и учебный предмет.
Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.). Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
Раздел 4. История образования и педагогической мысли в Новое время (XVII-XIX вв.). Реформаторская педагогика. Раздел 4. История образования и педагогической мысли в Новое время (XVII-XIX вв.). Реформаторская педагогика.
Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время (ХХ в.). Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России. Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время (ХХ в.). Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России.
Заполните таблицу:… Заполните таблицу:… Творческое задание: Кроссворд № 1 “Отечественные историки педагогики”.
Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Свободная Вальдорфская школа Р. Штайнера и её современные традиции. Экспериментальные учебные заведения в Западной Европе в первой половине ХХ века. Метод проектов и его реализация в истории школьного образования. История лицеев (гимназий) в России. Проблемы воспитания и образования в трудах русских философов XIX - начала XX вв. Проблема национального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена. Проблема трудового воспитания в истории педагогической мысли. Страницы истории образования в Тульском крае. Современные педагогические парадигмы школьного воспитания и образования.
Текущий: выступление на семинаре, проверка выполнения письменных заданий, конспектов, работа с первоисточниками Текущий: выступление на семинаре, проверка выполнения письменных заданий, конспектов, работа с первоисточниками Промежуточный: задания для самостоятельной работы, тестирование Итоговый: зачет, тестирование,(экзамен)
● знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов; ● знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов; ● усвоение основных понятий и общих закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, сущности и эволюции ведущих педагогических идей, на примере видных мыслителей, педагогов различных стран и эпох; ● умение извлекать историко-педагогические знания из разных источников, особенно документов по истории образования, трудов педагогов; ● владение умениями историко-педагогического анализа и объяснения: раскрытие причинно-следственных связей между педагогической теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений педагогических концепций, сравнение педагогических идей педагогов ● умение оценивать историко-педагогическое наследие ● рефлексия результатов освоения содержания курса при выполнении самостоятельных задания