Использование диалоговых методик
Диалог Диалог (от греч. diálogos — разговор, беседа), диалогическая речь, вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). (БЭС)Диалог – совместная речевая деятельность двух или более лиц. (Е.А. Земская)Диалог – это информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. (Философский словарь)Диалог -- попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. (Словарь социальной психологии)Диалог – это способ регулирования личностных отношений, которые возникают между индивидуальностью и общностью (Б.И. Хасан)
Качества личности, на которых базируется диалогический опыт :трансперсональность – способность личности «транслировать» продукты своей деятельности;трансцендентность – способность выходить «за пределы себя», переноситься в пространство духовного бытия, культуры;эмпатийность – безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека;толерантность – терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде;конгруэнтность – искренность, естественность поведения;конструктивность – способность находить оптимальные пути разрешения проблемных ситуаций;сотрудничество – способность к коллективной, командной работе, равноправному и продуктивному взаимодействию с партнерами;рефлексия – способность к анализу собственных поступков и их движущих мотивов, самооценка роста и развития;дистанцированность – способность рассматривать предметы и явления объективно, «со стороны», примерять множество точек зрения.
Диалогический опыт включает умения: Воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородностиСоотносить различные субъективные точки зренияИнтересоваться «другими» и «другим»Определять свое отношение к другомуПринимать другое как необходимое условие своего бытияБыть активным слушателемПредъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресатаАдекватно взаимодействовать с другими
Уровни развития и выбор личности
Уровни готовности к диалогу
Коммуникация путь сообщения;форма связи или средство связи;акт общения. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (Краткий психологический словарь)
Эффективность коммуникациицели, ценности, идеалызнанияумения опыт конкретной деятельности склонности и способноститемпераментхарактервоспитание отношение к самому себе.
Коммуникативный потенциал – это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней.(И.И. Зарецкая)Наиболее важные проявления и показатели:интенсивность и широта круга общенияумение говорить и слушатьумение убеждать умение уважительно относиться к позиции партнераособенности эмоционального отклика на полученную информациюсамочувствие в процессе коммуникацииумение контролировать и адекватно оценивать себя как объект и субъект речевой деятельности
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯНеблагоприятные факторы, разрушающие коммуникацию:чужая среда, низкий темп, неуместные эмоциональные реакции;нарушение паритетности общения;ритуализация общения;обман ожиданий слушателя;неадекватность лексики;нарушение принятых норм и правил общения.
Законы современной общей риторики:Закон гармонизирующего диалога Эффективное общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.Закон продвижения и ориентации адресатаСлушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия.Закон эмоциональностиГоворящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит.Закон удовольствияРечь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.
Объект прочного усвоения
Последовательность усвоения понятий Накопление фактов, характеристика явлений;2. Общее представление о признаках явления;3. Определение понятия или установление его характерных признаков;4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения;5. Применение понятия при анализе конкретного явления;6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.
Типология учебных текстов
Типология учебных заданий
Типология учебных вопросов Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?);Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?);Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).
Притча Функции притчиФункция зеркалаФункция моделиФункция опосредованияФункция хранения опытаСхема анализа притчи
Основополагающий и проблемный вопросыОсновополагающий вопрос = Наиболее общий вопрос = Самая общая идея Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа, служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом. Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса, помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос. Почему нам нужны другие люди? Могут ли понять друг друга люди разных поколений?
Расположение содержания при описании:Выбор главной, характерной чертыПодбор сравненияВыбор точки зренияРасположение содержания при повествовании:Формулировка общей темыУказание времени, места, действующего лицаСледование естественному течению событий или нарушение последовательностиКульминацияРазвязка (нравственный вывод)Расположение содержания при рассуждении (искусство построения хрии):Хрия – лексико-стилистическая единица текста, рассуждение на заданную тему, построенное по определенным правилам.ПриступХрия М.В. Ломоносова Парафразис (объяснение темы) ПричинаПротивноеПодобноеПримерСвидетельствоЗаключение