Групповые консультации как форма учебных занятий.
Планирование консультаций составляется на основе дифференциации учащихся по уровню опорных знаний, по однотипности пробелов, по уровню развития умений учиться самостоятельно.Подготовительная работа учителя по составлению планирования:Время: сентябрь-октябрьЦель: изучение готовности учащихся к обучению, дифференциация их на группы, выделение лиц для оказания индивидуальной помощи.Действия учителя:Проведение и анализ первых письменных работ (не контрольного, а ознакомительного характера) по предметам;Анализ ответов учащихся;Наблюдение за работой учащихся на уроках и консультациях.В содержании работ необходимо предусмотреть вопросы и задания разного характера:Выявление опорных знаний, умений и навыков по предмету;Выявление умения самостоятельно работать с книгой, наглядными пособиями, приборами и т.п.;Выявление интеллектуальных умений Дифференциация учащихся на группы дает возможность внести необходимые коррективы в планирование консультаций.
Содержание групповых консультаций определяется:- отбором учебного материала в соответствии с программой;- временем, которое отводится на его изучение- готовностью учащихсятекущим учетом результатов усвоения изучаемого материала каждым учеником
Дидактические требования к отбору учебного материала, выносимого на объяснительную консультацию: Отбор материала определяется количеством часов, отведенных на консультацию (ведущие идеи курса, основные научные понятия, правила и законы, наиболее яркие и убедительные факты) Материал должен соответствовать уровню готовности учащихся к его усвоению и к последующей самостоятельной работе над ним; Необходимо учитывать объем, полноту и глубину раскрытия материала в учебнике, характер его изложения с целью выделения той части содержания, которая нуждается в объяснении учителя, и той, которая доступна для самостоятельного изучения; Необходимо учитывать повторяемость структуры отдельных тем и возможность аналогичного подхода к их изучению. На объяснительные консультации должны выноситься темы, различные по своей логической структуре для вооружения учащихся типовыми способами самостоятельного изучения материала.
Дидактические требования к отбору учебного материала, выносимого на тренировочную консультацию:Задачи и упражнения должны охватывать широкий круг изучаемых вопросовЗадачи не должны копировать примеры в учебнике, но и не могут сильно от них отличатьсяЗадачи и упражнения должны следовать с постоянным возрастанием сложностиНачинать работу желательно с разбора тех примеров, которые приведены в учебникеРешению задач и выполнению упражнений предшествует проверка усвоения правил, законов, формул, выяснение их теоретического смысла, установление границ применения, запись единиц измерения и т.д.В заочной форме учитель предварительно рассматривает комплекс всех задач и упражнений, которые нужно выполнить учащимся, и на этой основе определяет задачи (упражнения) для анализа на консультации и для домашней самостоятельной работы.
Выбор темы и отбор материала для повторительно- обобщающей консультации определяется возможностями обобщения и систематизации знаний в пределах каждого предмета. Важно правильно организовать предварительное повторение учащимися материала:сформулировать вопросы по основным смысловым линиям повторенияуказать параграфы в учебнике, задания на применение знаний, на составление обобщающих таблиц и т.д.Варианты построения консультаций:- последовательное приглашение групп учащихся, имеющих разные уровни знаний- одновременная работа с двумя или тремя группами учащихся по принципу двух-, трехкомплектной школы.
На инструктивно-методических консультациях объяснения учителя сочетаются с рекомендациями и практическим показом образцов работы с учебником и другими средствами наглядности или дополнительной литературы. Они необходимы в начале учебного года, а также перед изучением новых тем и разделов, которые выносятся на зачеты. В заочной форме обучения они играют ведущую роль на всех этапах обучения, и их количество увеличивается по мере овладения учащимися методами и приемами самостоятельной работы.
Место отдельных видов консультаций в общей системе занятий:Коррективно-повторительные консультации интенсивно проводятся в начале учебного годаИнструктивно-методические предваряют домашнюю самостоятельную работу и чередуются с объяснительными консультациямиОбъяснительные консультации предшествуют консультациям тренировочного типа Повторительно-обобщающие завершают систему занятий в пределах зачетного раздела, семестра, учебного года.
Индивидуальные консультации как специальная форма учебных занятий.Индивидуальные консультации более актуальны в вечерней школе из-за более выраженных индивидуальных особенностей учащихся ( познавательных, нравственно-волевых, мотивационных) и индивидуальных условий учения ( структура свободного времени, бюджет, режим труда и т.д.).Значение индивидуальных консультаций:в очном обучении - они служат дополнительной формой занятий и играют подсобную роль;в заочном обучении - одна из важнейших и решающих форм учебных занятий. На индивидуальных консультациях учитель решает образовательные задачи, осуществляет воспитание и развитие учащихся, а также реализует дифференцированный подход к ним.
Педагогическая сущность индивидуальных консультаций:Возбуждать мыслительную активность учащегося;Вооружать его умениями самостоятельной учебной работы;Формировать интересы;Развивать познавательные потребности.
Консультации проводятся с: учащимися, слабо подготовленными; теми, кто пропустил занятия; сильными учащимися, опережающими по уровню своего развития других .Разделы планирования предусматриваются консультации для тех: Кому нужна систематическая индивидуальная помощь;Кто нуждается лишь в эпизодической помощи;Для сильных учащихся, кому нужны консультации для развития способностей.
Использование индивидуальных карточек позволяет учитывать разную трудность заданий, постепенное усложнение самостоятельных работ учащихся, характер и объем пропущенного материала, а также затруднения, которые испытывают учащиеся, указывая им соответствующие параграфы учебного пособия, куда можно обратиться. Работа с учащимися на индивидуальной консультации планируется и организуется по двух-, трехкомплектному принципу.
Литература:1. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе: Пособие для работников веч. (смен.) шк./под редакцией Г.Д.Глейзера,- М.: Просвещение, 1985