Формальные и неформальные лидеры. Помощь или преграда.
Кто такой лидер? Лидер - человек, имеющий высокий авторитет среди одноклассников, друзей, товарищей в силу своих личностных, духовных, организационных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей. Лидерству нельзя научиться, нельзя выучиться, нельзя приобрести, надо родиться и развиться.
Различают два вида лидеров: формальный лидер— влияет на людей с позиции занимаемой должности; неформальный лидер—влияет на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов.
Формальный — это тот, кого, как правило, назначает вышестоящее начальство. Такой лидер берет на себя административные обязанности и нередко большую долю всеобщей нелюбви в придачу. Формальный — это тот, кого, как правило, назначает вышестоящее начальство. Такой лидер берет на себя административные обязанности и нередко большую долю всеобщей нелюбви в придачу. Неформальный – это человек, за которым коллектив тянется независимо от того, какую он имеет «должность» и чем занимается.
качества лидера: умение организовать людей; умение находить баланс между коллективом и вышестоящими людьми; уверенность в себе; острый и гибкий ум; сильная воля.
Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния.
Рекомендации : Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. Если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. Педагог столкнется не с одним или другим учеником, а с классом как единым целым.
Выявить лидера можно с помощью наблюдения, методики «Социометрия» или анкеты для определения коммуникативных и организаторских способностей Б. А. Федорищена (КОС). Выявить лидера можно с помощью наблюдения, методики «Социометрия» или анкеты для определения коммуникативных и организаторских способностей Б. А. Федорищена (КОС). В школьных классах формальный лидер, который занимает руководящее место, не всегда бывает самым авторитетным в коллективе, поэтому нужно давать возможность самим ученикам выбирать старосту класса.