Деятельность МОУ по введению ФГОС начального общего образования. Долинюк Валентина Александровна, ведущий специалист Департамента образования.
Характерные признаки ресурсного обеспечения:70 % педагогов – наличие квалификации, образования, педагогического стажа; в 56 % МОУ – владение способами организации разнообразных форм учебной деятельности школьников и их использование в образовательном процессе; 48 % педагогов – наличие опыта публичного представления своей работы.в 41% МОУ – опыт инновационной деятельности;в 35 % ОУ – электронные ресурсы; в 24 % МОУ – достаточное обеспечение учебных кабинетов начальных классов современными информационно-коммуникативными ресурсами;в 54 % МОУ – наличие справочной и научно-популярной литературой по предметам учебного плана;в 48 % МОУ – наличие учебно-практического оборудования и информационно-технических средств;в 70 % МОУ – наличие достаточных условий в спортивных залах.
Проблемв 12 % МОУ имеется база данных об образовательных потребностях и профессиональных затруднениях учителей начальных классов;в 46 % учреждений педагоги не знакомы или частично знакомы с требованиями ФГОС;в 41 % МОУ отсутствуют или недостаточно сформированы методы морального и материального поощрения педагогических кадров.:
Критерии готовности ОУ к введению ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования; приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база; приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников; определен список учебников и учебных пособий; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы (стимулирующих надбавок и доплат); организована внеурочная деятельность; разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов; обеспечены условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС.
Цели ОУ по обеспечению введения ФГОС оценка того, в какой мере реализация модели обеспечивает решение задач модернизации существующей образовательной системы школы и приведения ее в соответствие требованиям стандарта;выявление затруднений, возникающих в процессе реализации модели и их причин;разработка предложений по мерам, реализация которых может повысить эффективность введения ФГОС в школе.
Этапы введения ФГОС Анализ существующей образовательной системы школы с точки зрения ее соответствия требованиям стандарта и выявление необходимых изменений в ней.Проектирование модернизации образовательной системы школы.Формирование и подготовка рабочей группы инновационного проекта.Планирование модернизации образовательной системы школы и ее приведения в соответствие требованиям стандарта.Реализация изменений.
Этап 1- Формирование и подготовка рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы Результаты работы на этапе: определен список участников рабочей группы;обеспечена максимально возможная при жестких временных рамках подготовка рабочей группы к работе в проекте определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.
Этап 2 – Определение необходимых изменений в образовательной системе школы Задачи этапа: определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях;в учебном плане;в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;в образовательных технологиях;в условиях реализации образовательных программ;в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования. система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ начального общего образования;система требований к учебно-материальной базе; требования к информационно- образовательной среде образовательного учреждения.
Этап 3 - Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы. Задача этапа:Определить, какой должна стать образовательная система начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами общего образования.
Этап 4 - Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы Задачи этапа - разработать план-график модернизации образовательной системы начальной ступени школы и определить: полный состав действий, необходимых для реализации изменений в образовательной системе школы ;планы-графики реализации нововведений (инновационных проектов);согласовать по срокам реализацию инновационных проектов, обеспечив их скоординированность;распределить все инноваионные проекты во времени.
Этап 4 - Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
Этап 4 - Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
Этап 5 - Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы
Общие выводы Апробация модели введения ФГОС в школе показала, что она может служить надежным инструментом выявления необходимых для введения нового стандарта изменений в образовательной системе школы, проектирования этих изменений, планирования их реализации и построения механизма управления изменениями.
Спасибо за внимание!