Активные формы работы на уроке
Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Отсроченная отгадка в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе с новым материалом.
«Лови ошибку!» объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. «Пресс – конференция» учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы. Вопрос к тексту перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Повторение пройденного на уроке «Своя опора» ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. «Повторяем с контролем» ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. «Свои примеры» ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Опрос – итог в конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Уровни и виды домашнего задания Три уровня домашнего задания учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней. Особое задание продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
Творчество работает на будущее ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. Идеальное задание учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Коллективная учебная деятельность Организация работы в группах Группы получают одно и то же задание. Группы получают разные задания. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Пресс – конференция и вопрос к тексту ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.
Учебный мозговой штурм решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель.
Игровая учебная деятельность Игры – тренинги Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Театрализация разыгрывается сценка на учебную тему. «Да» и «Нет» говорите «Да-нетка», или универсальная игра для всех. учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».
Рефлексия «Мордашки» ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. «Резюме» ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме даётся раз в неделю или в месяц.
Приёмы устного опроса Базовый лист контроля на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый. «Светофор» при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
«Тихий опрос» беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной. «Программируемый опрос» ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. «Взаимоопрос» ученики опрашивают друг друга по базовым листам.