Активные формы работы
Л.И. Уманский, С.П. Афанасьев и др. выделяют три основных тип форм воспитательной работы:СтатичныеСтатично-динамичныеДинамико-статичные
С.П. Афанасьев предложил использовать зоологическую модель оформления типологии форм работы:Тип – класс – род – семейство – вид -подвидТип: 1. «статичные»(представление), 2. «статично-динамичные (созидание-гуляние), 3. «динамико-статичные» (путешествия)
Анализ форм взаимодействия, содержания и структуры, входящих в каждый тип позволяет вычленить несколько классов:ТИП: представление выделяется три класса:1. Представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа-представление, торжественное собрание)2.Представления-ритуалы (линейка, посвящение в…)3.Представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция)
ТИП: Созидание- гуляние1 класс: развлечение-демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа)2 класс: совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки)3 класс: развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения)
ТИП: Путешествия1 класс: Путешествие-демонстрация( игра-путешествие, парад-шествие)2 класс: путешествие –развлечение (поход, прогулка)3 класс: путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция)
СОЗИДАНИЕ-ГУЛЯНИЕ
Созидание-гуляниеЯрмарка(народное гуляние)Субботник(трудовая акция)Изготовление выставки, газеты,Подготовка к представлению,Представление в кругу,Ситуационно-ролевая игра,Вечер общения в импровизированном кафе,Продуктивная игра.
ЯРМАРКА
ЯрмаркаСвободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки(аттракционы). Следует определить специфику аттракциона.Ярмарка начинается общим сбором, где объясняются правила игрыФинал ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи
ВЕЧЕР ОБЩЕНИЯ В ИМПРОВИЗИРОВАННОМ КАФЕ
Вечер общения в импровизированном кафеВечеринкиПосиделкиСалонКлубПриемАссамблеяПредполагаются атрибуты кафе: столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.
СИТУАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Ситуационно-ролевая играЭто специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Ситуационно-ролевая играУчастники деятельности выполняют функции игроков (в малой игре от 13 до 20 чел., в большой игре от 30 до 300 чел., в игре-эпопее от 100 до 700 чел.)Выполняют роли организаторов-»мастеров игры»Функции зрителей не предусмотрены.
Ситуационно-ролевая играРазвивает коммуникативные способностиСпособствует самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействияСтимулирует интерес к познавательной деятельности
Ситуационно-ролевая играМалая игра - от 1 часа до двухБольшая игра- от 12 часов до 3 сутокИгра-эпопея -одна-две неделиПример ситуационно-ролевой игры на картине В.Сурикова «Взятие снежного городка»
СТУДИЯ
СТУДИЯСтудия помогает развить умение школьников задавать необычные вопросы и находить неожиданные ответы, экспериментировать с образами и идеями.ЦЕЛИ студии: создать условия для развития творческих способностей школьников;Научить передавать собственные чувства, развить умение понимать чувства других людей;расширить знания участников о чувствах и эмоциях;создать условия для развития способности безоценочного принятия другого человека.
КАК РАБОТАЕТ СТУДИЯРекомендуемая частота занятий - два раза в месяц. Каждое занятие состоит их трех частей:Вводная частьОсновная частьЗаключительная частьПрограмма студии рассчитана на семь занятий.
Принципы работы студиипринцип активности участников: члены студии постоянно включаются в различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют свои чувства и чувства участников; принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на поставленные вопросы;принцип партнерского общения: взаимодействие в студии строится с учетом интересов всех участников, признания ценности каждого из них, равенства позиции, принятия друг друга;принцип «здесь и теперь»: члены студии фокусируют свое сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.
Программа занятий:1-е занятие: «Составление коллажей»— посвящено знакомству, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочения группы.2-е занятие—: «Что там, за закрытой дверью?»посвящено дальнейшему сплочению группы, обучению навыкам конструктивного общения, умению слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к пониманию других людей. 3-е занятие: «Выражение своих чувств через костюм» - посвящено расширению знаний участников об эмоциях, развитию способности безоценочного принятия других людей, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтению их у других людей.4 занятие: «Какой есть запас слов, чтобы выразить то или иное чувство» - посвящено расширению знаний участников о чувствах.5-е занятие: «Интуиция своя» - посвящено развитию интуиции, способности чувствовать другого человека, развитию способности мыслеобразования. 6-е занятие: «Выражение своих чувств через песню» - посвящено созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.7-е занятие: «Я становлюсь автором» - посвящено развитию своих ощущений, чувств, способности передавать содержание и замысел авторов художественных произведений.
Роль педагога в активных формах работыСвободное владение учебным материалом и умение использовать его в зависимости от ситуации и категории обучающихся. Высокий уровень учебно-методических умений и навыков; Квалифицированное владение информационными технологиями, Гибкость. Быстрая ориентация, умение в зависимости от текущих задач организовывать самые разные виды работы обучающихся: совместную выработку правил, самостоятельное обсуждение, обмен мнениями, сжатое подведение итогов и т. д.
Роль педагога в активных формах обученияИнтерес к обучающемуся. Заинтересованное внимание к каждому обучающемуся; Широта. Склонность и умение в обстановке обсуждения свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих; Терпимость. Спокойное восприятие возможных ошибок в фактах и логике рассуждений. Конструктивность. Умение увидеть за нескладным выражением идей живую работу мысли; Активная работа с культурными источниками и постоянное обновление материалов курса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!