Государственный университет – Высшая школа экономикиИзменения в методическом обеспечении финансирования в связи с введением ФГОС НОО И.В.АбанкинаДиректор Института развития образования ГУ-ВШЭ
Какие новые понятия включает принятый ФГОС НОООсновная образовательная программаСоотношение урочной и внеурочной нагрузки – дополнительные 10 часов в неделю внеурочной нагрузки;Повышение значимости воспитательной деятельности.Новые образовательные результатыЛичностныеМетапредметныеПредметные
Новые механизмы финансирования образовательных услуг для автономных и бюджетных учреждений
Бюджетное послание Президента Российской ФедерацииФедеральному Собранию от 25 мая 2009 г.Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Задание учредителяСт. 6 БК РФ : Государственное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услугГосударственное задание должно содержать:выписку из реестра расходных обязательств категории физических (юридических) лиц – потребителей услугПоказатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг порядок оказания услуг предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установленияпорядок контролятребования к отчетности
Форма заданияУтверждаю________________________(________________________)(руководитель главного распорядителя средств бюджета)«____» ______________________ г.Государственное задание____________________________________________________________ (наименование органа исполнительной власти, государственного (муниципального) учреждения, иной некоммерческой организации)на____________год и на плановый период _____и ____годовРАЗДЕЛ _____(при наличии 2-х и более разделов)1. Наименование государственной услуги. 2. Выписка из реестра расходных обязательств (прилагается).3. Потребители государственной услуги.
4. Показатели, характеризующие качество и объем (состав) государственной услуги4.1. Показатели качества государственной услуги:
4.2. Объемы оказания государственной услуги (в натуральных показателях):
4.3. Требования к материально-техническому обеспечению оказания государственной услуги4.3.1. Правовые акты и иные документы, устанавливающие требования к материально-техническому обеспечению оказания услуги:
4.4. Требования к квалификации и опыту персонала:
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования.
Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет); на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение);на уровне образовательного учреждения.
Региональный расчетный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год: оплату труда работников образовательных учреждений ЗА УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ с учетом районных коэффициентов к заработной плате, а также выплаты по обязательным отчислениям; расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.) за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.
Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле:Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к), гдеФ - общие расходы образовательного учреждения;Ф(гс) - объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования. Определяется по следующей формуле:Ф(гс) = N х П х У, гдеN -региональный расчетный подушевой норматив, ВКЛЮЧАЮЩИЙ УЧЕТ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ЗАНЯТОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО;У - число обучающихся в образовательном учреждении;П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);
Применение принципа нормативного подушевого финансированияна уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении. В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги входит аудиторная и неаудиторная занятость. Поэтому дополнительные часы внеурочной занятости в соответствии с ФГОС НОО должны войти в определение и в расчет стоимости стандартной образовательной услуги.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливаетштатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает образовательную программу и учебный план. Образовательное учреждение самостоятельно определяет:соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
Виды деятельности, которые учитываются в базовой части оплаты трудаРасчет аудиторной нагрузки осуществляется с учетом числа обучаемых;Учет в базовой части особенностей предмета;Оплата в базовой части:за подготовку к урокам за проверку письменных работза изготовление дидактических материаловза проведение консультацийза классное руководство за заведование элементом инфраструктурыза работу с родителямиЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 10 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ВНЕУРОЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:О= Стп х У х П х К х А, где:О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час), ВКЛЮЧАЯ АУДИТОРНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ЗАНЯТОСТЬ В СООТВЕСТВИИ С ФГОС НОО;У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;К - повышающий коэффициент за сложность предмета;А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.
Спасибо за внимание И.В.АбанкинаДиректор Института развития образования ГУ-ВШЭ