Цели: объяснить понятия и термины свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество -познакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности -развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию материала по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. Решать познавательные задания Тип урока: урок-проблема.
Сели ровно, ноги поставили прямо. Спину выпрямили. Учебники положили на правую сторону, ручку – на левую. Дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны смотреть только на меня. Сели ровно, ноги поставили прямо. Спину выпрямили. Учебники положили на правую сторону, ручку – на левую. Дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны смотреть только на меня. Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я нарушила? Человек издавна пытался приобрести свободу. На алтарь были брошены жертвы. Правда ли. Что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство верны не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое свобода? Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Почему невозможна абсолютная свобода? Почему невозможна абсолютная свобода? Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество.
Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.
Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам. Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам. Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная сво­бода» § 16. Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходи­мость» § 16. Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16. Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16.
Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен? Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен? Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли? Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...» 7. Согласны ли вы с данным принципом?
Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.? Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.? Как вы поняли смысл этих высказываний? Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните. 4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали: а) сторонники абсолютного предопределения; б) религиозные деятели другого направления; в) философы, отрицающие фатализм? 5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?
Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобо­да» и «ответственность»? Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобо­да» и «ответственность»? Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже со­держится противоречие? Выскажите свое мнение и аргумен­тируйте его. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практи­ческие примеры. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внеш­него воздействия». Второй говорил: «Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно сле­довать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы под­ держали? Почему? А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?
«Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...» Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы? Согласны ли вы с ними? Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»? Как вы понимаете эту формулу? При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы? Все ли согласны с такой позицией? Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной? (По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)
Составьте проект «Свободное общество». Составьте проект «Свободное общество». Разбившись на группы, создайте свои проекты. Итог урока: -К чему может привести неограниченная свобода выбора? -какова связь понятий свобода и ответственность? -Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе? -А как граждане могут гарантировать свободу друг друга? Домашнее задание: 16