Блок тем: «Общество»
Тема: Человек. Индивид. Личность.
Человек - биопсихосоциальное существо. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей. Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия. Интеллект: Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные. Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости. Гениальность - высшая степень развития таланта. Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер: Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни. На него оказывают влияние: наследственность социальная среда самовоспитание
Темперамент Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства. Темперамент не меняется в течение жизни. Виды темперамента: ( Гиппократ) холерик флегматик сангвиник меланхолик
Личность Три подхода к трактовке личности: Антропологический ( Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду. Социологический ( Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений. Персоналистический ( Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Факторы, влияющие на формирование личности: генетический индивидуальный опыт человека социальное окружение культурная среда
Личность имеет активную жизненную позицию имеет систему ценностей воздействует на развитие других людей.
Концепции смысла жизни: Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. Гедонизм – жизнь – наслаждение Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения. Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы. Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека. Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Тема: Мышление. Сознание
Психика- совокупность душевных процессов и явлений ( память, воля и пр.). Память- процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование. Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо. Мышление - обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.
Роль мышления: позволяет познать окружающий мир развивает способность к творчеству целеполагание накопление опыта развитие способностей человека преобразование окружающего мира( изобретения)
Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил: Ид- Подсознательное или Оно- биологические потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности. Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром. Суперэго- Сверхсознание или Сверх Я — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека. Либидо- сексуальный или половой инстинкт. Сублимация- переключение либидо на другую деятельность.
Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания. Виды бессознательного: инстинкты, влечения, реакции)
Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения. Стереотип - принятый в обществе образец. Сверхиндивидуальное бессознательное ( типичные образцы поведения, которые не оспариваются)
Тема: «Общество»
Общественно-экономическая формация
Недостатки формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность
Цивилизация Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс) Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах
Недостатки цивилизационного подхода История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе
Надо совместить оба подхода! Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.) Традиционное (доиндустриальное) общество Индустриальное общество Информационное (постиндустриальное) общество
Основные черты восточной и западной цивилизации
Общественный процесс Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей
Формы общественных изменений
Закон общественного развития Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях
Тема: «Потребности и способности человека»
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение. Ученые выделяют три группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д. социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми. духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Тема: «Особенности межличностных отношений».
Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей. Виды: деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные.
Система взаимосвязей: взаимодействие – согласованность действий; взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности; взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.
Функции общения Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию. Коммуникации бывают следующих видов: Материальная – обмен материальными ресурсами; Духовная – обмен культурными ценностями; Информационная – обмен деловой информацией.
В структуре общения и коммуникации выделяют: субъект – тот, кто является инициатором общения; предмет передачи (материальные и информационные ресурсы) средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
Функции общения: обмен информацией и материальными ресурсами; передача опыта; координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание; удовлетворение потребности людей во взаимных контактах; социализация – становление человека как личности.
Тема: «Малая группа»
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: совместная деятельность; единство цели; межличностное взаимодействие; характер отношений между членами группы.
Положение человека в малой группе называется статусом. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем.
Формы малой группы Диада Триада.
Структура малой группы Лидер Аутсайдер
Тема: «Нации и межнациональные отношения»
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Признаки нации: общности территории; общность языка; общность экономической жизни; общие черты психического склада; национальное самосознание.
Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку: племена, народности, нации.
Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д. Формы национализма: Шовинизм Антисемитизм
Причины межнациональных конфликтов: территориальные споры; исторически возникшая напряжённость в отношении между народами; политика дискриминации, проводимая господствующей нацией; попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; стремление народов к созданию собственной государственности.
При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений: отказ от насилия и принуждения; поиск согласия на основе консенсуса всех участников; признание прав и свобод человека важнейшей ценностью; готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Глобализация Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами
Глобальные проблемы
Влияние природы на развитие общества общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет
Экологические кризисы загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения
Пути преодоления экологического кризиса Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) Развитие техники и улучшение экологического воспитания