19-20 мая 2005 г. в г. Берген (Норвегия) на Конференции Министров образования стран Европы Украина подписала Болонскую декларацию и, тем самым, присоединилась к процессу создания Общеевропейского пространства высшего образования. 19-20 мая 2005 г. в г. Берген (Норвегия) на Конференции Министров образования стран Европы Украина подписала Болонскую декларацию и, тем самым, присоединилась к процессу создания Общеевропейского пространства высшего образования.
«Болонским процессом» в последние годы принято называть деятельность европейских стран направленную на достижение согласованности систем высшего образования этих стран. «Болонским процессом» в последние годы принято называть деятельность европейских стран направленную на достижение согласованности систем высшего образования этих стран. Основное содержание Болонской декларации, принятой 19 июня 1999 года заключается в том, что страны-участницы обязались до 2010 года привести свои образовательные системы в соответствие определенному единому стандарту
ДОКУМЕНТЫ: ДОКУМЕНТЫ: Великая хартия университетов (Болонья, 1988) Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997) [Law, 1273-XIV, 03-Dec-1999 ] Сорбонская совместная декларация о согласовании системы высшего образования в Европе (Париж, Сорбонна, 1998): 4 страны Совместная декларация министров высшего образования Европы (Болонья, 1999): 29 стран Конвенция высших учебных заведений «Формирование европейского пространства высшего образования» (Саламанка, 2001): 300 университетов Конференция министров высшего образования Европы «На пути к европейскому пространству высшего образования» (Прага, 2001) Конференция министров высшего образования Европы «Создание европейского пространства высшего образования» (Берлин, 2003) Конференция министров высшего образования Европы «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» (Берген, 2005): 45 стран
Построение Европейского пространства высшего образования - «ЕВРОПЫ ЗНАНИЙ» - как условие развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства. Построение Европейского пространства высшего образования - «ЕВРОПЫ ЗНАНИЙ» - как условие развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства. Усиление международной конкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего образования Соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования Увеличение определяющей роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей
Принятие общепринятой и сопоставимой системы степеней, в том числе посредством внедрения Приложения к диплому Принятие общепринятой и сопоставимой системы степеней, в том числе посредством внедрения Приложения к диплому Принятие системы высшего образования, базирующейся на двух основных циклах – додипломном (бакалаврском) и последипломном (магистерском) Введение системы кредитов по типу ECTS как эффективного средства обеспечения крупномасштабной студенческой мобильности Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
В основание «Болонского стандарта» была положена англо-саксонская модель высшего образования. В основание «Болонского стандарта» была положена англо-саксонская модель высшего образования. ПОЧЕМУ ?
Часто цитируемые ученые – численность часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области наук о жизни, медицины, физики, инженерного дела и социальных наук. Часто цитируемые ученые – численность часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области наук о жизни, медицины, физики, инженерного дела и социальных наук. Статьи, вошедшие в SCIE – общее число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE (расширенный) и SSCI (социальных наук). Размер института – результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки академического персонала.
В 2000 году в университетах США обучалось 550 тыс., а в странах ЕС – 450 тыс. иностранных студентов В 2000 году в университетах США обучалось 550 тыс., а в странах ЕС – 450 тыс. иностранных студентов Доходы университетов США от обучения иностранных студентов в 2000 году составили 10280 млн. долл. Доходы университетов Европы существенно ниже: Великобритании – 3758 млн. долл.; Италии – 1170 млн. долл.; Греции – 80 млн. долл. и т. д.
У 2005/2006 навч. р. 190 вищих навчальних закладів України здійснюють підготовку 33 тис. іноземців із 131 країни світу, в тому числі з оплатою за навчання – 31,3 тис. осіб, за рахунок державних стипендій України – 1,7 тис. осіб. У 2005/2006 навч. р. 190 вищих навчальних закладів України здійснюють підготовку 33 тис. іноземців із 131 країни світу, в тому числі з оплатою за навчання – 31,3 тис. осіб, за рахунок державних стипендій України – 1,7 тис. осіб. Надання освітніх послуг іноземцям на умовах оплати за навчання дозволяє ВНЗ у 2005/2006 навч. р. отримати 50 млн. долл. США, а також забезпечити місцем роботи 3 тис. викладачів.
В 1985 году в США состоялся симпозиум, организаторами которого были: В 1985 году в США состоялся симпозиум, организаторами которого были: крупнейшие инженерные школы; промышленные компании; Сенат и палата представителей Конгресса США; Министерство образования; Министерство обороны; Президентская комиссия по промышленной конкурентоспособности; профессиональные ассоциации.
Образование для производства не являлось приоритетной социальной задачей США в течение последних 25 лет; Образование для производства не являлось приоритетной социальной задачей США в течение последних 25 лет; Важно рассмотреть, окажутся ли действующие и планируемые программы соответствующими национальным нуждам через 10-20 лет; Неясно, специалистов каких именно уровня и направленности квалификации следует готовить и каково должно быть их численное соотношение; Имеются основательные причины для того, чтобы все общество участвовало в обеспечении технологического превосходства США.
«… обеспечение технологического превосходства США, воплощенного в промышленные производства, должно стать приоритетной задачей всего общества, поскольку именно совершенные промышленные производства в конечном счете играют решающую роль в сохранении высокого уровня жизни в стране и престижа в мире». «… обеспечение технологического превосходства США, воплощенного в промышленные производства, должно стать приоритетной задачей всего общества, поскольку именно совершенные промышленные производства в конечном счете играют решающую роль в сохранении высокого уровня жизни в стране и престижа в мире».
Национальным приоритетом должно стать сотрудничество вузов с промышленностью. Национальным приоритетом должно стать сотрудничество вузов с промышленностью. Выпускники должны понимать роль современных промышленных производств в развитии своей страны. Решить вопрос о сбалансированности оплаты труда профессорско-преподавательского состава и специалистов промышленности. Целесообразно создание специального механизма, который позволил бы нести совместные расходы на развитие ресурсов, необходимых для достижения технологического совершенства всего спектра промышленных производств.
Качество обучения в университетах достигается с помощью «сигналов качества» двух видов: Качество обучения в университетах достигается с помощью «сигналов качества» двух видов: стратегии селекции абитуриентов успехов выпускников университетов В США название вуза является «brand»-ом, важным «сигналом» об уровне знаний его выпускников для работодателей. На рынке образовательных услуг это приводит к: стратификации высших учебных заведений, выделению группы элитных университетов, формированию иерархического рынка.
ОСНОВАНИЯ: ОСНОВАНИЯ: Наиболее способные и талантливые студенты стремятся максимально освоить учебный материал, а потому являются наиболее качественным «продуктом» Высокая гомогенность студенческого корпуса по множеству факторов, в частности, по индивидуальным способностям и талантам. ВЫВОДЫ: «менеджмент репутации» университетов создание механизмов, сигнализирующих о качестве обучения
В американских университетах тесты интеллекта имеют важное практическое применение в качестве инструмента отбора. В американских университетах тесты интеллекта имеют важное практическое применение в качестве инструмента отбора. Считается, что интеллект является необходимой (но недостаточной) предпосылкой успеха в обучении и никакая настойчивость или другое качество личности не могут компенсировать недостаток способностей. Принята весьма жесткая политика предварительного отбора, поскольку установлена устойчивая закономерность: люди с низким IQ в целом плохо справляются с учебными занятиями и интеллектуальными задачами.
До 2010 года обеспечить формирование: До 2010 года обеспечить формирование: конкурентоспособной, динамично развивающейся экономики, основанной на знаниях экономики, обеспечивающей устойчивый экономический рост увеличение и повышение качества занятости населения укрепление социального единства общества
Наметился переход от Наметился переход от «системы, ориентированной на преподавателя» к «системе, ориентированной на студента» Роль преподавателя сводится к тому, чтобы оказать помощь студенту в процессе самостоятельного обучения.
Эффективность политики зачисления Эффективность политики зачисления Эффективность дидактической концепции (зачем?, что?, кто?, кому?, как?) Совместимость содержания и структуры образовательной программы относительно соответствующих характеристик студентов Обоснованная и подходящая политика тестирования и оценки Соответствие реальной учебной нагрузки требованиям законодательства
Качество высшего образования служит основой создания европейского пространства высшего образования. Качество высшего образования служит основой создания европейского пространства высшего образования. В соответствии с принципами автономии учебных заведений ответственность за качество высшего образования лежит на каждом отдельном учебном заведении и таким образом обеспечивается возможность проверки качества системы обучения в национальных рамках. Оценка качества будет базироваться не на продолжительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которыми овладели выпускники – важен не процесс, а результат. Предусматривается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций
Насущная потребность в ликвидации недостатков высшей школы требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях: Насущная потребность в ликвидации недостатков высшей школы требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях: формирования отношения к человеку как цели социального прогресса, а не средству; ориентации на активизацию человеческого капитала, которая должна базироваться на концепции гармонического развития человека, рассматривая его при этом как целеустремленную систему, продукт социализации, субъект деятельности и товар на рынке труда;
Насущная потребность в ликвидации недостатков высшей школы требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях: Насущная потребность в ликвидации недостатков высшей школы требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях: преодоления пренебрежения различиями в психофизиологических и интеллектуальных возможностях разных людей; продуцирования глубокой профессиональной компетентности и социальной ответственности в процессе подготовки; реформирования системы как системы качества, основываясь на концепции Тотального управления качеством (TQM) и Модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM).
Проблема № 1: психолого-дидактическая некомпетентность большинства преподавателей высшей школы, особенно высших технических учебных заведений Проблема № 1: психолого-дидактическая некомпетентность большинства преподавателей высшей школы, особенно высших технических учебных заведений Проблема № 2: переход на модульно-кредитную систему организации учебного процесса в высшем образовании Украины увязка «цены» кредита с объемом и сложностью учебного материала педагогическая нагрузка в условиях функционирования модульно-кредитной системы Проблема № 3: связь высшей школы с рынком труда Проблема № 4: практика студентов в реалиях рыночной экономики Проблема № 5: необходимость развести академическую и профессиональную направленность высшего образования Украины. Проблема № 6: достижение совместимости и сравнимости образования Украины и Европейского союза при наличии расхождений в трактовке термина «квалификация»
Социальные причины, тормозящие инновационный процесс: Социальные причины, тормозящие инновационный процесс: Заинтересованность в сохранении существующего. Корпоративные интересы. Каким бы не было тяжелым положение, всегда есть социальные группы, заинтересованные в его сохранении. Социологическая необеспеченность перехода к инновациям. При положительном настрое на использование новых технологий попытка ее внедрения обнаруживает нестыковку с квалификацией тех, кто должен с ней работать.
Психологические причины отторжения нововведения : Психологические причины отторжения нововведения : Проще купить за границей. Проявляется неверие в отечественные технологии. Эффект ИНЗ (изобретено не здесь). Авторская ревность в ситуации соперничества. Экспертные оценки: 67% новшеств остаются на бумаге из-за пассивности исполнителей
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !