Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Человек. Индивид. Личность.
Часть А Важное отличие человека от иных живых существ:Инстинкты.Рефлексы.Потребности.Сознание.
Часть А 2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является:Общение при помощи членораздельной речи.Способность укрываться от опасности.Потребность в пище.Необходимость поддержания теплового баланса.
Часть А 3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в:Общении.Семье.Признании.Тепле.
Часть А 4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?А. Врождённые качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.
Часть А 5. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:Личность.Индивид.Деятель.Субъект.
Часть А 6. В целях расширения гражданского опыта школьников была организована общешкольная игра «Страна Ньюландия». Учащиеся провели выборы в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту, разработали текст конституции школы. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?Разработанная школьниками конституция.Процесс проведения выборов в муниципалитет.Программы кандидатов на выборные должности.Школьники – участники выборной кампании.
Часть А 7. Верны ли следующие суждения о личности человека?А. Свойства и роли, приобретаемые человеком в процессе взаимодействия с другими людьми, характеризуют его как личность.Б. Личность человека определяется как природными задатками, так и воздействием всей системы общественных отношений.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.
Часть А 8. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных, является:Постановка осознанных целей.Приспособление к внешней среде.Использование природных веществ.Взаимодействие с себе подобными.
Часть А 9. Верны ли следующие суждения о деятельности?А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.Б. Видом деятельности, доминирующем в детском возрасте, является игра.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.
Часть А 10. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:Использование вещества природы.Удовлетворение биологических потребностей.Создание нового, не имеющего аналогов в природе.Использование орудий и средств труда.
Часть А 11. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность:Материально-производственную.Социально-преобразовательную.Ценностно-ориентировочную.Познавательную.
Часть А 12. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если всё-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?Социальных.3. Естественных.Духовных.4. Эстетических.
Часть А 13. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как:Аскетическая.3. Нигилистическая.Альтруистическая.4. Скептическая.
Часть А 14. Верны ли следующие суждения о деятельности?А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.
Часть А 15. Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе:Самопознания.3. Самоконтроля.Самолюбия.4. Самоуправства.
Часть А 16. Верны ли следующие суждения о свободе?А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.
Часть А 17. Школьники по заданию учителя провели социологический опрос среди жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример?Исследовательскую.3. Политическую.Хозяйственную.4. Производственную.
Часть А Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?Наибольшее число опрошенных высказалось за ведущую роль семьи в становлении личности.2. Более трети опрошенных затруднились в ответе на заданный им вопрос.3. В качестве ведущего фактора в формировании личностных качеств человека около трети опрошенных назвали школу.4. Наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков.18. В стране Д.был проведён опрос . Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор вы считаете главным, определяющим в формировании личности?» Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Часть В
Часть В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Часть В 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные качества личности».Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Часть В 3. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами.ПРИМЕРЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИА) выдвижение гипотез развития Вселенной.1) научнаяБ) производствопотребительских товаров.В) преподавание учебных2) практическаяпредметов в школе.Г) изучение поведенияживотных в естественной среде.
Часть В 4. Найдите в приведённом перечне качества, отличающие человека от животного.1. Стремление к самореализации.2. Потребность в труде.3. Способность строить жилища.4. Потребность в пище и воде.5. Способность отображать мир в идеальных образах.
Часть В 5. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер;2) характер оценочных суждений.(1) Личность человека, вне всякого сомнения, социальна по своей природе. (2) Общество и культура накладывают на человека свой отпечаток. (3) Учёные признают, что каждая культура пишет в человеческой душе свои письмена. (4) Можно предположить, что вне общения, вне контактов с продуктами культуры человек вряд ли станет полноценной личностью.
Часть В 6. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить в пробелы.1. Потребность.6. Результат.2. Интерес.7. Рефлексия.3. Мотив.8. Цель.4. Процесс.9. Субъект.5. Деятельность.6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором ряд слов пропущен. Основанием для мотивации ______(А) становится осознание потребности в чём-либо. _____(Б) побуждает к деятельности, к поиску предмета её удовлетворения.Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же активность _______(В) может вызываться различными мотивами.Итак, мотив – это побуждение к деятельности, отвечающее на вопрос «зачем?» мы что-то делаем. Мотив служит основой для формирования осознанного _____(Г).Следующим элементом человеческой деятельности является выдвижение _______(Д). Формулируя цель, человек, как правило, создаёт в своём сознании идеальный образ желаемого _____(Е).
Часть В 7. М. – известный учёный, занимающийся генной инженерией. Проблема, которой он занимается, связана с изучением хромосомного набора человека и возможностью ранней диагностики опасных заболеваний, передающихся генетическим путём. В приведённом перечне найдите характерные черты деятельности М. творческая 2) духовно-практическая 3) политическая4) научная 5) эстетическая
Часть С
Часть С Укажите три любых вида деятельности человека. Проиллюстрируйте их конкретными примерами.
Часть С Варианты ответа:социально-преобразовательная (пенсионная реформа…) материально-производственная (создание потребительских товаров и услуг…) познавательная (накопление научных знаний, исследование гипотез…) прогностическая (предположение учёных-экономистов тенденций развития экономики после глобального кризиса…)
Часть С 2. Французский просветитель Вольтер так определял значение деятельности в жизни человека:«Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же».Сформируйте собственную интерпретацию слов автора.Приведите два аргумента в обоснование значимости деятельности в жизни человека.
Часть С 2. Варианты ответа:интерпретация: автор подчёркивает, что деятельность представляет собой универсальный способ и форму существования человека, в деятельности проявляется сущность человека, формируются человеческие качества.аргументы:В процессе познавательной деятельности человек приобретает новые знания о мире и самом себе, без чего он не смог бы жить и взаимодействовать с обществом и окружающей природной средой.В процессе трудовой деятельности человек совершенствуется физически и нравственно, приобретает необходимые трудовые навыки и умения, обретает счастье творчества.
Часть С 3. Укажите любые четыре структурных компонента деятельности человека.
Часть С 3. Варианты ответа: субъект деятельности (тот, кто её осуществляет) объект деятельности (то, на что она направлена) средства и ресурсы для осуществления деятельности определённые действия результаты деятельности
Часть С 4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. «Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет». Ф.Н.Глинка «Человек хуже животного, когда он становится животным». Р.Тагор «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г.Асмолов «Величайшая революция нашего поколения – это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты этой жизни». Д.Уильям