Сказкотерапия как метод работы с этническими конфликтами в школе
Типы сказок в сказкотерапии
Целями психологической сказки выступают: Раскрытие перед человеком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями. Помощь на пути становления его личности.
Функции сказкотерапии в кросскультурном аспекте: Презентация культурыМоделированиеСамопознание КреативнаяЗащитная Терапевтическая
Жанры сказкотерапии Сказка Притча Басня Анекдот Легенда, былина, эпос Мифы
Народные сказки и их виды Сказки о животныхБытовые сказкиСтрашные сказкиВолшебные сказки
Упражнение «Сказки народов мира» Аудитория: Старшие классыЦель: Идентификация с разными культурамиЭтапы игры: Участники делятся на микрогруппы и представляют в виде действия сказку одного из народов мира. Остальные участники должны угадать, какие качества национального характера были представлены в действиях.Обсуждение игры: 1. Какие черты характера представлены в этих действиях? 2. Отличаются ли пословицы и сказки различных народов? В чем это выражается? 3. Какие особенности национального характера являются наиболее характерными для народов нашей страны, региона?
Межэтнический конфликт в школе Особенности межэтнического конфликта. Присутствует обязательное разделение по этническому признаку в конфликтующих группах.Участники конфликта всегда солидарны со своей этнической группой, даже если позиция группы им не близка.Стороны ищут поддержки в своей этнической средеЭтноконфликты не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.
Если возник межэтнический конфликт в школе. Школьники должны осознавать, что представители разных народов могут предпочитать различные стратегии выхода из конфликта.Детям необходимо привести яркие примеры межкультурных различий.Школьники должны осознать, что культурно обусловлена и роль посредника Ход работы должен привести школьника к пониманию того, что любой межэтнический конфликт должен быть разрешен.
Упражнение – разминка «Анализ пословиц» Фольклорное упражнение.Аудитория: Средняя и старшая школаЦель: Сравнение ментальности своего и других народов при помощи анализа пословиц, осознание универсальности основных ценностей и идеалов
Упражнение «На какого сказочного героя я похож?» Использование метафорической сказочной формы для раскрытия себя.Формирование навыков межличностного восприятия.Аудитория: младшая и средняя школаМатериалы: МячУчастникам предлагают почувствовать себя сказочными героями. И сравнить определения других со своими собственными ощущениями.
Упражнение «Странные сказки» - Осознание многообразия различных точек зрения разными людьми, с разными национальностями в одной и той же ситуации.Повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.Развитие творческого потенциалаАудитория: средняя и младшая школаУчастникам предлагается рассказать популярную народную сказку от лица разных героев.
Использование различных психотерапевтических методов в сказкотерапии Рисунок Конструирование Создание этнических кукол Создание масок Использование этнических музыкальных инструментов.
Метафоризация в сказках Метафора является носителем тех смысловых содержаний, которые отчасти сознательно, отчасти бессознательно вложил в нее психолог. Использование близких, понятных ребенку образов в сказке, наполняя ее яркими красивыми метафорами, психолог открывает ему новые смыслы окружающего мира, в том числе и своей жизни.
Алгоритм создания собственной психокоррекционной сказки Подбор героя, близкого ребенку.Описываем жизнь героя в сказочной стране, ребенок может провести параллель с собственной жизнью.Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную.Герой начинает искать выход из создавшейся ситуации. Главная задача – показать ситуацию с разных сторонГерой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Занимательная тематическая литература Вачков И.В. Введение в сказкотерапию – М.: «Генезис», 2011Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2003Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – М.: 2007Как стать великодушным? Тренинги толерантности для школьников. Под ред. Солдатовой Г.У. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. – М., 2004Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо – пресс, 2005
Спасибо за внимание! Сказочного всем настроения!