Лекция №2 Учебная дисциплина: «Основы технологии и организации строительства автомобильных дорог» Тема: Подготовка дорожной полосы Автор: квн, доцент Романчук П.В.
Снятие растительного слоя. Разбивочные работы при возведении земляного полотна. Охрана труда и окружающей среды. Литература: Н. В. Горелышев и др. «Технология и организация строительства автомобильных дорог», Учебник, М., Транспорт, 1992 г., с. 45-50. А.Т.Шкуренко. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1987 г.с.152-157. СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. Устройство земляного полотна. Технологические карты. Киев.: Будивельник, 1989 г.с.156-160.
Рис. 1 Схема срезки растительного грунта: а)- при малой ширине подготавливаемой дорожной полосы В и небольшой толщине n срезаемого слоя; б)- при большой ширине подготавливаемой дорожном полосы и значительной толщине срезаемого слоя в насыпи(I) и выемке(2); в) - продольными проходами универсального бульдозера; а - вал растительного грунта; 1,2,3,4 - последовательность зарезания грунта; m - полоса для временной дороги.
При производстве подготовительных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности, приведенные в соответствующих разделах \"Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог\", СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве. и СНиП 12.03.2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. Валку деревьев разрешается производить с корнями или спиливанием и последующей корчевкой пней. При этом звенья вальщиков, работающих с ручными или механическими пилами, должны находиться на расстоянии не менее 50 м друг от друга. Все рабочие, занятые валкой леса, уборкой снега и деревьев и подготовкой лесосек к рубке, должны быть обеспечены защитными касками. У места валки деревьев на расстоянии 50 м от него во всех направлениях должны быть установлены переносные предупреждающие знаки \"Проход и проезд запрещен. Валка леса!\". Дополнительно к знакам вблизи проезжих дорог и пешеходных троп устанавливают сторожевые посты. Запрещается батарейная валка деревьев путем сбивания одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом. Трелевать лес разрешается на участках, находящихся не ближе 50 м от местa валки деревьев или обрубки сучьев.
Во время работы кустореза следует соблюдать следующие требования техники безопасности: деревья срезать на уровне 3-5 см от поверхности земли, не допуская более трех наездов на дерево; нож кустореза поднимать и опускать разрешается только после полной остановки трактора: работать только с исправными ограждениями, предохраняющими машиниста от ударов срезанными деревьями и кустами; подсобные рабочие, оттаскивающие срезанные деревья, должны быть не ближе 25 м от места работы кустореза; при одновременной работе двух кусторезов каждому из них отводят самостоятельный участок на расстоянии не менее 40 м от другого; с обеих сторон кустореза должны быть сигнальные флажки, а в ночное время освещение. Барабан корчевательной машины и лебедки на тракторе должны иметь исправные тормоза, а крепления канатов на опорном и корчуемом пнях должны быть надежны. Во избежание несчастных случаев, связанных с возможным обрывом тягового каната, все рабочие должны быть от него на расстоянии, равном расстоянию между двумя пнями (опорном и корчуемом).
Охрана окружающей среды При производстве подготовительных работ следует учитывать требования охраны окружающей среды: рационально использовать сельскохозяйственные земли; обеспечивать сохранность прилегающих к дороге полей, лесов, водоемов; обеспечивать защиту окружающей местности от ветровой и водной эрозии. Равновесие окружающей среды нарушается: засыпкой болот, вырубкой леса или кустарника, загазованностью атмосферы газами при работе дорожных машин. Поэтому при расчистке дорожной полосы необходимо не производить излишние рубки леса и кустарника, бережно относиться к плодородному (растительному) слою почвы, используя его впоследствии для восстановления (рекультивации) нарушенных земель.