Устное народное творчество Серия «Развивающие и исследовательские технологии».© Г.С. Меркин2009 год
Пословицы и поговорки Цель:Выяснить различия между пословицами и поговорками.Развивать представления о малых жанрах фольклора.Учить содержательной и краткой форме изложения.
Пословицы и поговорки Задачи:Привитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности.Развитие творческих способностей.Формирование чувства патриотизма и уважения к культурному наследию страны.Формирование инициативного интереса к чтению.
Определение термина Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых ходячих выражениях.В.И. Даль. Толковый словарьПоговорка – образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.Краткая литературная энциклопедия
Выявим различия Из приведенных выше определений выпишите ключевые слова, которые, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют пословицу и поговорку.Пословица - ____ Поговорка - ___________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________
Выявляя смысл явлений В самих пословицах достаточно точно выявляются смысл и значение пословиц и поговорок.Прочитайте эти пословицы и попытайтесь найти ключевые слова, которые помогут вам сформулировать общие признаки, характерные для пословиц и поговорок.
Дойти до сути Как характеризуют человека следующие поговорки? Объясните значение каждой из них. Подберите прилагательные, заменяющие их.1. В рубашке родился ___________________.2. Семи пядей во лбу ___________________.
Выявляя смысл явлений…
Взгляд поэта Поэт Сергей Сергеевич Наровчатов писал, что пословицы и поговорки «скорее слуги, а не хозяева в нашей жизни, а следовательно, и в творчестве народа». Эту мысль выскажете по-своему.
Творческая работа Попытайтесь в рисунке передать смысл поговорки«Семь пятниц на неделе».
Творческая работа Попытайтесь в рисунке передать смысл поговорки«Положить зубы на полку».
Игра «Собери пословицу».Собери части пословицы так, чтобы можно было правильно прочитать и объяснить каждую пословицу
Литературные игры Рассмотрите рисунок – он подскажет тему.Теперь разгадайте ребус и назовите пословицу.
Литературные игры Рассмотрите рисунок – он подскажет тему.Теперь разгадайте ребус и назовите пословицу.
Литературные игры Рассмотрите рисунок – он подскажет тему.Теперь разгадайте ребус и назовите поговорку.
Дойти до сути Выявите различия между пословицами и поговорками. Сделать это вам поможет следующая пословица: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Повторение и обобщение Кем создаются пословицы и поговорки? Продолжите вывод самостоятельно.Пословицы и поговорки создаются творчеством народа, а также входят в речь ________________________________________________________________________________
Кроссворд «Пословицы и поговорки». Выпишите вместо пропусков нужные слова:
По горизонтали: 5.__________ собраться – только подпоясаться. 6. Авось да как-нибудь до добра не ___________. 10. В тихом омуте ________ водятся. 11. Доброе ________ и кошке приятно. 12. Мужик умирать ________, а земельку паши. 15. Пар ________ не ломит. 18. В чужом глазу сучок видим, а в своём ________ не замечаем. 19. Слово - _________, молчание – золото. 20. Гость на порог - ___________ в дом. 21. __________ приходит во время еды. 25. На Бога _________, а сам не плошай. 26. Бог не выдаст - _________ не съест. 27. А __________ просто открывался. 31. Как _________ ни вейся, а концу быть. 33. В дождь коси, в _________ греби. 34. _______ место пусто не бывает. 35. Дарёному коню в зубы не _________. 36. Дела идут, ___________ пишет.
По вертикали: 1. Береги платье снову, а честь ____________. 2. Артельный ((общий) ________ гуще кипит. 3. Где тонко, там и _________. 4. Копейка _______ бережёт. 7. Два медведя в одной ________ не живут (не уживутся). 8. Бережёного Бог ___________. 9. ________ выделки не стоит. 13. Не было бы счастья, да __________ помогло. 14. Свои собаки грызутся – чужая не _________. 16. Всем сестрам по __________. 17. Не давши слова, ___________, а давши – держись. 22. Язык до Киева ________. 23. Гора с горой не сходится, а __________ с человеком сойдётся. 24. Лучше один раз _________, чем сто раз услышать. 28. Один с сошкой, а ________ с ложкой. 29. Вместе тесно, а врозь _________. 30. Делу ________, а потехе час. 32. С сыном бранись – за печку держись, с зятем бранись – за ______ держись.
Самостоятельная творческая работа Объединитесь в микрогруппы. Желательно, чтобы в вашей микрогруппе был человек, умеющий рисовать. Каждый коллектив выбирает определённую тему и по ней находит пословицы и поговорки. Художник оформляет собранный материал и готовит его для коллективной книги. Подумайте, как вы её назовёте.Напишите для вашего сборника небольшую вступительную статью.Опубликуйте ваш сборник. Не забудьте один экземпляр подарить школьной библиотеке.
Ответы к ребусам «На словах густо, а в голове пусто».«Слово – серебро, молчание – золото».«Язык до Киева доведёт».
Ответы к кроссворду По горизонтали: 5. Бедному. 6. Доведут. 10. Черти. 11. Слово. 12. Собирайся. 15. Костей. 18. Бревна. 19. Серебро. 20. Счастье. 21. аппетит. 25. Надейся. 26. Свинья. 27. Ларчик. 31. Верёвочка. 33. Вёдро. 34. Свято. 35. Смотрят. 36. Контора.По вертикали: 1. Честь. 2. Горшок. 3. Рвётся. 4. Рубль. 7. Берлоге. 8. Бережёт. 9. Овчинка. 13. Несчастье. 14. Приставай. 16. Серьгам. 17. Крепись. 22. Доведёт. 23. Человек. 28. Семеро. 29. Скучно. 30. Время. 32. Дверь.