Мотив как интегральное образование в концепции Е. П. Ильина Доклад подготовили: студентки 2 курса Косова Анастасия Костылева Виктория Курочкина Дарья Ермолина Юлия Архангельск, 2010
Монистический подход Сущность мотива отражается в отдельных феноменах: Потребность – почему? (Ковалев В.И, Петровский А.В, Рубинштейн С.Л) Цель – для чего? Свойства личности – Почему именно эта цель? Какой способ достижения? (Васильев И.А, Магомед-Эминов М.Ш.)
Системный подход Поведение и деятельность объясняется совокупностью факторов, каждый из которых несёт определенную функцию. Мотив – сложное интегральное (системное) психологическое образование.
Стадии формирования мотива 1. Принятие человеком стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива 2. Поисковая активность (внутренняя и внешняя) связанная с перебором возможных средств, удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. 3. Выбор конкретной цели и формирования намерения ее достичь
Границы мотива
Структура мотива
Формула структуры мотива Потребностный блок: П – потребность Пб – потребность биологическая Пс – потребность социальная Д – долженствование, обязанность Целевой блок: Цп – потребностная цель Од – опредмеченное действие ПудП – процесс удовлетворения потребности
Формула структуры мотива Блок «внутреннего фильтра»: Пвнеш – предпочтение внешнее Пвнут – предпочтение внутреннее НКдек – нравственный контроль декларируемый НКнедек – не декларируемый Ов – оценка своих возможностей Ос – оценка состояния в данный момент Уу – учет условий достижения цели Пп – предвидение последствий поступка, деятельности
Литература ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Том 16 № 2 1995г.// Е. П. Ильин СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОТИВА Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!