А. Б. Лутцев Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении.
Маркетинг — это основа для регулирования деятельности организации на любом типе рынка.
Маркетинг ( по Ф. Котлеру) — это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям.
Маркетинг — это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности организации по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Основные понятия маркетинга:
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Потребности – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов.
Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен–передача ценностей
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Виды: физиологические, социальные, личные.
Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Основной задачей маркетинга является удовлетворение спроса.
Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции, определить, какие виды товаров и услуг, проданные какому потребителю и в каком регионе принесут максимальную прибыль.
Более современное понимание маркетинга рассматривает его, как комплексный подход к организации и управлению всей деятельностью, направленной на оказание таких услуг и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу.
I. Ориентация на производство (до 30-х гг. XX в.). Производители занимались, в основном, вопросами производства, пытаясь продать потребителю то, что они произвели. При этом они не интересовались судьбой товара за пределами предприятия.
II. Ориентация на сбыт (до первой половины 50-х гг. XX в.). Производители стали использовать различные методы воздействия на покупателей с целью заставить их приобрести товар или услугу. Наибольший успех сопутствовал тем, кто ориентировал покупателей на долгосрочные отношения с производителем.
Ориентация на маркетинг (до конца 70-х гг. XX в.). Все больше стали использовать элементы маркетинга. Это период потребительства, когда рациональность потребления тех или иных товаров и услуг не имела значения, вопросы рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды отошли на второй план.
IV. Ориентация на социально-этический маркетинг (начиная с 80-х гг. XX в.). Производители по-прежнему заинтересованы в максимальном удовлетворении интересов потребителей, но с учетом рационального и эффективного использования ресурсов, соблюдения требований к охране окружающей среды, снижения иррационального спроса.
Основными предпосылками возникновения маркетинга медицинских услуг явились:
Изменения методов финансирования медицинских учреждений с развитием нового хозяйственного механизма;
Развитие коммерческих медицинских учреждений, функционирование которых предполагает получение прибыли от реализации услуг;
Появление новых источников финансирования, независимых от государства, в лице страховых компаний, самих покупателей медицинских услуг;
Увеличение затрат медицинских учреждений на оказание услуг в связи с применением новых технологий лечения, более совершенного оборудования, новых лекарственных средств;
Повышение требований к качеству медицинских услуг в условиях роста объема платных услуг;
Ухудшение состояния здоровья населения в связи с уменьшением его обращаемости в медицинские учреждения вследствие осложнения экономической ситуации и социальной нестабильности в стране.