ВыполнилаКоротникова Валерия, ученица 5 класса.Руководитель: Дмоховская Елена Афанасьевна,учитель начальных классов. Красивая осанка - залог здоровья
Проанализировав здоровье своих одноклассников по медицинским картам, мы выяснили, что нарушение осанки - у 25 % ребят, с ослабленным зрением – 13 % , плоскостопие у – 12 %, часто болеют ОРЗ – 20 %, здоровых - 65%.
Проблема правильной осанки состоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. Поэтому эта тема не теряет своей актуальности.
Цель: изучить влияние комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей школьного возраста.
Задачи:1. Проанализировать список психолого-педагогической литературы по данной проблеме2. Описать особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей среднего школьного возраста3. Подобрать физические упражнения для комплексных занятий с детьми для профилактики нарушения осанки.4. Провести тест на определение осанки учеников пятого класса.5. Воспитывать у пятиклассников потребность к здоровому образу жизни, к бережному отношению к собственному здоровью.
Объектом исследовательской работы является ученик среднего школьного возраста – пятиклассник. Предмет исследовательской работы – физические упражнения, как средства формирования правильной осанки у детей школьного возраста. Методы исследования: наблюдение, анализ, тестирование.
Гипотеза: Если проводить с детьми комплексные занятия, включающие гимнастические упражнения для профилактики нарушения осанки, а также посредством теста научить ребят правильно определять осанку, то можно повысить эффективность формирования правильной осанки.
- это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связно-мышечного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:- оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры;- тазобедренные и коленные суставы разогнуты;- изгибы позвоночника (шейный, грудной) умеренно выражены;- плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются;- грудная клетка умеренно выступающая;- живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.
Существует несколько видов нарушения осанки:- сутулая спина;- плоская спина;- плосковогнутая спина;- круглая спина;- кругловогнутая спина;Выделяют еще и так называемую вялую осанку.
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Сколиоз, появляющийся в школьные годы, характеризуется искривлением грудного отдела позвоночника вправо и поясничного отдела влево.
Причины нарушений осанки у школьников:отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим и компьютерным играм снижают тренированность мышц, приводя к нарушению мышечного тонуса, и как следствие к сколиотическим болезням. Неправильные позы – основная причина нарушений осанки.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях тела и лежит прямо, если ребенок спит на боку и сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине. Спать лучше всего на полужесткой опоре. Подушка должна быть небольшой и упругой.
Доктор физиологических наук Владимир Филиппович Базарный.
Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Но, без посторонней помощи, без постоянного контроля со стороны взрослых ребенок вряд ли сможет выработать привычку правильно держать свое тело.
Обучаясь в начальных классах наш класс занимался по здоровьесберегающей технологии, следствием которой являлась – выработка правильной осанки. Учитель использовал комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий в ходе внеклассной, урочной и внеурочной работы, в результате снизился процент нарушения осанки. В 5 классе к нам пришли 4 ученика из другой школы и оказалось, что у двух ребят есть изменение, т.е. нарушение осанки.
Что значит правильная посадка за партой – это прямое положение туловища с незначительным наклоном головы вперед, опора на спинку сидения, ноги согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты.
Каждое занятие по физической культуре начинается и заканчивается упражнениями, способствующими формированию правильной осанки. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.
При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера.
С целью выравнивания мышечной силы необходимо чаще применять упражнения с предметами:- с гимнастической палкой
С мячом
5 тестов на определение осанки 3 балла – хорошая осанка2 балла – небольшие отклонения1 балл – плохая осанка
Заключение: Проведя исследование и изучив литературу, я выяснила и доказала, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста. Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Дефекты осанки отражаются на состоянии нервной системы. Неправ тот, кто думает, что красивая и правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Здоровьесберегающие технологии, которые учитель использует на уроках положительно повлияли на динамику в коррекции осанки, что говорит о правильности подобранных физических упражнений. Учащиеся овладели умениями в применении комплекса упражнений по коррекции нарушений осанки.
Вы сможете выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаетесь к нашим советам. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день. Итак, правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.
Спасибо за внимание!