Существует Дао – путь, вселенский закон, дорога Жизни. Для сохранения гармонии необходимо следовать этим путем. Существует Дао – путь, вселенский закон, дорога Жизни. Для сохранения гармонии необходимо следовать этим путем. «Ли» - соблюдение ритуалов и обычаев. Ли выступает схемой Дао. Ли дарит красоту церемоний, внутреннее достоинство, нормы человеческого поведения, упорядоченность.
«Жэнь» – вектор силы, который концентрирует все добродетели человека – уважение, доверие, преданность, гуманность, человечность и т.д. (109 категорий). Благодаря жэнь человек принимает решение подчиняться Ли осознанно. «И» - справедливость. Это совершенно справедливое представление о тебе и обо мне. «Не делай другим того, что не желаешь себе».
Конфуций родился в период Борющихся царств, когда на территории Китая постоянно проходили междоусобицы, власть не задерживалась в одних руках, в обществе царил хаос. Конфуций пришел к выводу, что навести порядок можно только путем стремления к единому обществу с едиными традициями и обычаями. С точки зрения Конфуция, обычаи могут устанавливаться тремя путями: Конфуций родился в период Борющихся царств, когда на территории Китая постоянно проходили междоусобицы, власть не задерживалась в одних руках, в обществе царил хаос. Конфуций пришел к выводу, что навести порядок можно только путем стремления к единому обществу с едиными традициями и обычаями. С точки зрения Конфуция, обычаи могут устанавливаться тремя путями:
Церемония – это воспитание человеческого достоинства, уважения к себе, то, чем человек отличается от животного. Церемония – это воспитание человеческого достоинства, уважения к себе, то, чем человек отличается от животного. Человек прекрасен не сам по себе, а в обществе. Человек – как сосуд, а совершенный человек – как благородный жертвенный сосуд. Нелюбовь к образованию ведет к развитию недостатков. Чем больше власти у человека, тем более он должен стремиться к идеалу.
Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех. Конфуций «Луньюй», 16.9
«Цзюн Цзы» - тот, кто преодолел себя, благородый человек. «Цзюн Цзы» - тот, кто преодолел себя, благородый человек. Цзюн Цзы нужен для того, чтобы правильно управлять государством. Это активная фигура, инициативная личность. Цзюн Цзы полностью свободен от эгоизма, всегда ставит интересы общества выше личных. Основная цель образования по конфуцианству – не набор знаний, а превращение человека в Цзюн Цзы. Учитель – тот, кто является наставником.
Благородный муж избегает трех вещей: Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности. Конфуций «Луньюй», 16.7
Три вида дружбы приносят пользу и три - вред. Три вида дружбы приносят пользу и три - вред. Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью, - это приносит пользу. Когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык, - это приносит вред. Конфуций «Луньюй», 16.4
Три вида радости приносят пользу и три вида - вред. Три вида радости приносят пользу и три вида - вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми, - это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам, - это приносит вред. Конфуций «Луньюй», 16.5