Мусульмане молятся тому же Богу (на арабском языке он называется Аллах), что христиане и евреи. Мусульмане молятся тому же Богу (на арабском языке он называется Аллах), что христиане и евреи. «Ислам» в буквальном переводе с арабского означает «предание себя Богу». Жизнь человека, проявляющего покорность Богу и живущего праведной жизнью, полна гармонии и смысла. Каждого мусульманина после смерти ждет Судный день, во время которого определяется его нравственная добродетель. Главная обязанность каждого мусульманина — это забота о нуждающихся, сиротах, вдовах и об угнетенных.
Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый как откровение, которое Бог через архангела Гавриила диктовал в течение двадцати лет, начиная с 610 г., жившему в Мекке купцу Мухаммеду ибн Абдалла (пророку). Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый как откровение, которое Бог через архангела Гавриила диктовал в течение двадцати лет, начиная с 610 г., жившему в Мекке купцу Мухаммеду ибн Абдалла (пророку). Шариат, или канонический исламский закон, основан на Коране, на преданиях о жизни и деяниях пророка, а также научных интерпретациях. Шариат диктует нормы поведения во всех областях личной, общественной и гражданской жизни. Учение и обрядовость ислама опираются на пять столпов, т.е. обязанностей, которые Бог предписал человеку. Они включают в себя: веру в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник его, пятикратное ежедневное совершение молитвы, милостыню в пользу бедных, пост в месяце Рамадан, поломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
Арабы ведут свое происхождение от Авраама через его сына Исмаила от невольницы Хаджар (библейское имя—Агарь), точно так же, как евреи считают себя потомками Исаака, сына Сары. Данное обстоятельство важно потому, что как мусульмане, так и евреи (а также христиане) верят в то, что Бог повелевал Аврааму идти в Ханаан, Землю обетованную, обещая, что их потомки поселятся на этой земле и станут избранным народом. Арабы ведут свое происхождение от Авраама через его сына Исмаила от невольницы Хаджар (библейское имя—Агарь), точно так же, как евреи считают себя потомками Исаака, сына Сары. Данное обстоятельство важно потому, что как мусульмане, так и евреи (а также христиане) верят в то, что Бог повелевал Аврааму идти в Ханаан, Землю обетованную, обещая, что их потомки поселятся на этой земле и станут избранным народом. Мусульмане верят в то, что Иисус был главным пророком, но не допускают возможности того, что у Бога мог быть сын. Они согласны с тем, что Иисуса родила девственница и что он вознесся на небеса, но не верят в то, что он был распят на кресте, а затем воскрес. Согласно мусульманским преданиям, первый алтарь в честь Бога был воздвигнут в Мекке Адамом, а позднее перестроен Авраамом и Исмаилом. Мечети в Медине и Мекке, двух городах, где жил Мухаммед, считаются наиболее святыми места­ми. Третье — самое святое место — мечеть Аль-Акса. Она построена на том месте, которое в действительности или во сне посетил пророк Мухаммед, где он молился вместе с Иисусом и другими пророками, а затем вознесся на седьмое небо в сопровождении Гавриила.
Исламская концепция джихада часто упрощенно приравнивается даже самими мусульманами к священной войне. Правильный перевод слова «джихад» — «усилие» или «борьба за веру». Для большинства мусульман «большой джихад», или «джихад сердца», означает попытку индивидуума сохранить добродетель или борьбу с собственными недостатками. «Малый джи­хад», или «джихад меча», означает защиту ислама от тех, кто на него нападает, или, другими словами, борьбу с неверными. Исламская концепция джихада часто упрощенно приравнивается даже самими мусульманами к священной войне. Правильный перевод слова «джихад» — «усилие» или «борьба за веру». Для большинства мусульман «большой джихад», или «джихад сердца», означает попытку индивидуума сохранить добродетель или борьбу с собственными недостатками. «Малый джи­хад», или «джихад меча», означает защиту ислама от тех, кто на него нападает, или, другими словами, борьбу с неверными. Мусульмане различают войны справедливые и несправедливые. Справедливыми считаются войны во имя Аллаха, оборонительные и против тирании. Недопустимы войны, ведущиеся ради любых других целей, например для завоевания чужих территорий. Существуют определенные правила ведения войны. Так, нельзя нападать на тех, кто не участвует в боевых действиях. Не разрешается жестокое обращение с военнопленными. По словам Халеда Абу аль-Фадла, живущего в Америке эксперта по исламскому законодательству, исламские юристы «настаивают на том, что, даже если враги пытают и убивают мусульманских заложников, мусульманам запрещено делать то же самое».
Королева Иордании Hyp так охарактеризовала положение женщин в исламе: Королева Иордании Hyp так охарактеризовала положение женщин в исламе: «Мало кто на Западе отдает себе отчет в том, что еще в VII в. ислам предоставил женщине такие политические, юридические и социальные права, о которых в ту пору в Европе и не слышали. Больше того, даже в XX в. женщины США и многих других стран все еще борются за некоторые из тех прав, которые предоставлены мусульманкам в соответствии с Кораном. Уже в самом начале своего существования ислам провозгласил ряд совершенно новых для той эпохи прав, такие как равные права мужчины и женщины на образование, право женщины иметь и наследовать имущество, вести бизнес, запрет на принудительное замужество и, наконец, равенство мужчины и женщины перед Богом. И это в то время, когда весь остальной мир считал женщину одушевленным имуществом».
Целый ряд стран, такие как Индонезия, Индия, Пакистан, Бангладеш и Турция, значительную часть населения которых составляют мусульмане, в разное время имели правительство, возглавляемое женщинами.
После смерти в 632 г. Мухаммеда в рядах последователей ислама начались распри. Борьба между кандидатами на пост преемника расколола ислам на два лагеря. Большая часть исламистов, которые позднее образовали основное течение в исламе и стали называться суннитами, поддержала отца любимой жены Мухаммеда — халифа Абу Бакра. Другая часть приверженцев ислама, из которых впоследствии образовалось второе по значению течение — течение шиитов, выступила на стороне зятя Мухаммеда, праведного халифа Али ибн Абу Талиба. После смерти в 632 г. Мухаммеда в рядах последователей ислама начались распри. Борьба между кандидатами на пост преемника расколола ислам на два лагеря. Большая часть исламистов, которые позднее образовали основное течение в исламе и стали называться суннитами, поддержала отца любимой жены Мухаммеда — халифа Абу Бакра. Другая часть приверженцев ислама, из которых впоследствии образовалось второе по значению течение — течение шиитов, выступила на стороне зятя Мухаммеда, праведного халифа Али ибн Абу Талиба.
В большей части регионов с мусульманским населением большинство составляют сунниты. Однако в таких странах, как Иран, Ирак, Бахрейн и Ливан, преобладают шииты, которые весьма влиятельны также в Сирии, Азербайджане и Южной Азии. Этот раскол — не просто облеченное в деликатную форму расхождение во мнениях. Шиитское меньшинство, проживающее в странах с преобладающим суннитским населением, часто и весьма обоснованно жалуется на нетерпимость и дискриминацию. Для суннитов экстремистского толка шииты — вообще не мусульмане. В большей части регионов с мусульманским населением большинство составляют сунниты. Однако в таких странах, как Иран, Ирак, Бахрейн и Ливан, преобладают шииты, которые весьма влиятельны также в Сирии, Азербайджане и Южной Азии. Этот раскол — не просто облеченное в деликатную форму расхождение во мнениях. Шиитское меньшинство, проживающее в странах с преобладающим суннитским населением, часто и весьма обоснованно жалуется на нетерпимость и дискриминацию. Для суннитов экстремистского толка шииты — вообще не мусульмане.