Характеристика перцептивной стороны общения
Перцептивная функция общения – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания. Социальная перцепция – это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, прогнози-рование на этой основе его поступков.
В ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого;попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение;сознание собственной стратегии поведения.
Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может:воспринимать другого индивида, принадле-жащего к «своей» группе (1);другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2);свою собственную группу (3);«чужую» группу (4).
В качестве субъекта восприятия интерпрети-руется не только отдельный индивид, но и группы (Г):восприятие группой своего собственного члена (5);восприятие группой представителя другой группы (6);восприятие группой самой себя (7);восприятие группой в целом другой группы (8).
Варианты социально-перцептивных процессов
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека.
Наиболее распространенными механизмами являются:1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.
2. аттракция (привлечение) – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства (симпатии, любови, дружбы). Между людьми возникают определен-ные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
3. рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (знание того, как другой понимает меня).
Что мешает объективно воспринимать другого?«эффект ореола» – формирование специ-фической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств – положительных.стереотипизация – сложившийся, упро-щенный образ человека, отражающий лишь некоторые черты.
Стереотипы:Стереотип внешности; Стереотип профессии; Национальный стереотип; Педагогические стереотипы.
каузальная атрибуция – причинное объяснение поведения другого человека. Главная ошибка атрибуции – объяснение поведения другого человека с точки зрения его личностных особенностей.установка – предварительная готовность воспринимать другого человека тем или иным образом.