Дискуссионные методы активного обучения: назначение, классификация, психологический механизм воздействия Дискуссионные методы – это вид методов активного социально – психологического обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно – профессиональных задач.
Объекты и предметы дискуссионного обсуждения Применяются при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми , уточнения и согласования позиции участников дискуссии, выработки единого подхода к исследованию определенного явления и др.В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (по специальной терминологии – казусы, или кейсы) из профессиональной практики.Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы.
Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет Сопоставив противоположные позиции, дать возможность его участникам увидеть проблему с разных сторон;Уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации;Нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;Выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы;Используя механизм возложения и принятия ответственности, способствовать вовлечению участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений;
Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе Дискуссия(от лат. Diskussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии включает в себя несколько этапов: Выбор темы. Разработка вопросов для обсуждения.Разработка сценария дискуссии. Непосредственное проведение дискуссии на учебном занятии.Разбор, подведение итогов дискуссии.
Некоторые правила ведения дискуссии: Дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.;Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания;
Формулировки используемые в споре дискуссии(по Н.Т.Оганесян): «Уважаемые коллеги…»«Я хотел бы выразить мнение…»«Если сравнивать оба эти мнения…»«Но из вашего ответа ясно…»«Эти слова не правильно выражают мою мысль…»«Лучшим путем, как мне кажется…»«позвольте мне уточнить мою позицию…»И т.д.