Изучение уровня развития детей с ограниченными возможностями на базе Тутальской коррекционной школы интерната VIII видаНаучно - исследовательская работа Выполнила ученица 11 «В» класса лицея города Юрги Солдатенко НатальяЮрга 2009
Основана она была в 1904 году- как средняя школа. В1959 году средняя школа преобразовалась в детский дом. А с 1974 года получила статус школы- интернат
В данной школе- интернате обучаются дети с нарушением интеллекта, то есть умственно отсталые дети с нарушением психических процессов.В этой школе образование получают 81 воспитанников.Занятия проходят по специальной программе до 9-го класса
Цель работы: Изучение уровня развития познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями.
1.Изучить литературу по интересующему вопросу. 2.Ознакомиться с методиками, применяемыми в работе с детьми в данной школе.3.Используя применяемые методики, провести ряд исследований интеллектуального развития детей. 4.Провести мониторинг полученных результатов исследования.
Исследования проводились с сентября 2008 года по март 2009 года на базе МСКОУ «Тутальской школы- интернат VIII вида» с детьми первого класса. Воспитатель данной группы – Солдатенко Светлана Владимировна. Для исследования применялись методики авторов Гавриной С.Е и Худенко Е.Д.
В течение 2008 – 2009 учебного годабыли проведены следующиедиагностики, которые выявили уровеньразвития познавательных процессов наначало учебного года и конец учебногогода.
Группа воспитанников первого классаЗанятия по интересам
Каждое из занятий было подготовленосовместно с педагогом-психологом,Тарабыкиной Ольгой Александровной. В ходе занятий, проводимыхвоспитателем, я помогала ребятам понятьсмысл данного теста. Данные, полученные при решениитестов, были обработаны психологом.
Восприятия Результаты изучения уровня восприятия, сентябрь 2009 Результаты изучения уровня восприятия, март 2009
Внимание
Воображение
Память
Мышление
Выводы. 1. Результаты исследования уровня развития познавательных процессов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления) на начало и конец учебного года показывают повышение уровня развития всех учащихся 1 класса. Особенно вырос уровень развития у детей: К.К. и М.К.2. Более высокий уровень учащиеся проявляют в развитии таких познавательных процессов как образно-логическое мышление, объем внимания. Однако внимание ослаблено и неустойчиво, нарушено отвлеченное мышление.3. Значительно замедлен был у обследуемых детей уровень восприятия. Они не понимали изображенной на картинке ситуации, взаимоотношения между персонажами. При вторичном обследовании эти учащиеся показали более высокий уровень восприятия.4. Результаты мониторинга изучения познавательных процессов позволяют сделать вывод о значительном развитии детей с ограниченными возможностями благодаря, организованным занятиям с воспитателем, индивидуальной коррекционной работе психолога, социальной адаптации в школе и в социуме.
Заключение: В связи с тем, что дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальном внимании, уходе и развитии, создаются школы – интернаты VIII вида. На протяжении годов обучения детей в данной школе , у ребят развиваются все психические, познавательные процессы. В течение всех лет формируются коммуникативные качества, которые для ребят с нарушением интеллекта очень важны. В течение всего времени общения с ребятами 1 класса, я убедилась, что используемые методики помогают ребятам в развитии тех личностных качеств, которые у них заторможены. Я пришла к выводу, что при систематичной работе с детьми, у которых нарушен интеллект можно часть дефектов, которыми они обладают корригировать, т.е. исправить.
Спасибо за внимание