«Изучение типов памяти детей младшегои среднего возраста»
Цели работы: Выявление типов памяти у детей младшего и среднего школьного возраста 2.Производство практических выводов и рекомендаций
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: Роль памяти в школьном возрасте особенно велика.Именно в этот период в связи с переходом к систематическому обучению и на его основе происходит усиленное развитие и качественная перестройка памяти ребенка. Вместе с этим, школьники еще не умеют в полной мере владеть свой памятью у них еще не выработались определенные способы и проемы заучивания. И тут особенную роль играет типологические особенности памяти, от которых зависит успешность и качество знаний учащихся. Поэтому важно знать, какой тип памяти преобладает у того или иного ребенка. А это в свою очередь даст возможность помочь им целенаправленно развивать свои мнемические способности, вырабатывать такой индивидуальный стиль познания, который был бы для них оптимальным. Полученные нами результаты могут быть использованы в работе школьного психолога.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:Наша работа состояла из теоретической части, в которой рассматривались научные аспекты касательно памяти и практической части, в которой проводились непосредственные исследования памяти школьников, а также выводов и рекомендаций.Все эти части и представлены нами ниже.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Типология памяти по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память; по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память; по наличию цели — произвольная и непроизвольная; по наличию средств — опосредованная и неопосредованная; по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Свойства памяти Точность Объем Скорость процессов запоминания Скорость процессов забывания
Процессы памяти Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ«Определение типов памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов»
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках (см. Приложение 1), чистые листочки бумаги, секундомер. Инструкция проведения исследования: выполняется после 10-минутного перерыва. Первый ряд слов внимательно прослушивается учащимися и по команде воспроизводится на выданных им листочках. Второй ряд показывается учащимся и также воспроизводится по команде.Третий ряд не только прослушивается, но и каждое слово «прописывается» ребятами в воздухе рукой, затем воспроизводится.Четвертый ряд слов прослушивается, «прописывается» и проговаривается шепотом учениками и только потом воспроизводится на листочках бумаги.Статистическая обработка данных по следующей формуле: С = В/А * 100%, где А – количество слов в ряду, В – количество слов, удержанных в памяти, С – коэффициент памяти Примечание: интервал между зачитываемыми словами – 5 секунд, следующий этап
ИСПЫТУЕМЫЕ: 2 класс - 20 учащихся (12 мальчиков 8 девочек)3 класс - 20 учащихся (11 мальчиков 9 девочек)5 класс - 20 учащихся (10 мальчиков, 10 девочек)4 класс - 20 учащихся (9 мальчиков, 11 девочек)6 класс - 20 учащихся (9 мальчиков, 11 девочек)итого – 100 школьников:девочек – 49мальчиков – 51РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯПРЕДСТАВЛЕНЫВ СЛЕДУЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕ:
Таблица данных по преобладанию определенного типа памяти - количество чел (%)
Итоги: Из 100 испытуемых у 20 преобладает слуховой тип памяти, у 24 – зрительный, у 14 – моторный, у 42 – смешанный, что составляет соответственно 20%, 24%, 14% и 42%. Таким образом видно, что преобладает смешанный тип памяти у школьников.Проведя анализ по гендерному признаку, выясняется, что среди 51 мальчика преобладает смешанный тип памяти, что составляет 47.1%, такой же результат мы видим и среди 49 девочек.Низким уровнем характеризуется моторный тип памяти.Зрительный тип памяти и слуховой занимают средние позиции среди всех исследуемых типов.
Рекомендации даны: Родителям детей для использования результатов исследования при выполнении домашних заданий и улучшения результатов подготовки к урокам;Учителям для использования индивидуального подхода на уроков во время объяснения и закрепления материала;Школьным психологам для использования в индивидуальной работе со школьниками;Учителям и родителям также дополнительно представлены упражнения для развития наиболее слабых типов памяти (см. Приложение 2).