Возрастные особенности. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.В старшем школьном возрасте устанавливаются довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.
Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Второй особенностью интеллектуального развития следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.
Личность, сталкиваясь с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позицией, самоопределением, осознанием собственной значимости.
Фокусом всех мировоззренческих проблем становится, проблема смысла жизни : «Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»
юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью реактивностью неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроениячастые депрессии и конфликтность
Исследование уровня мотивации учащихся 10 класса
Диаграмма 1. Уровень мотивации, где 1 –очень низкая мотивация, 2-низкая, 3- высокая,4 – средняя.27% учащихся имеют низкий уровень мотивации.45% имеют средний уровень мотивации28% учащихся имеют высокий уровень мотивации.
Методика – «Учебный план»
Исследование уровня эмоционального напряжения
Диаграмма 2. Уровень эмоциональной напряженности, где 1-низкий уровень, 2 –высокий уровень, 3- средний уровень.27% учащихся испытывают эмоциональную напряженность в школе, испытывают трудности адаптации к новым условиям обучения. Они характеризуются высокой ранимостью, конфликтностью, несформированностью систем управления и контроля своей деятельности. На этих учащихся следует обратить особое внимание, т.к. эмоциональная напряженность значительно снижает успешность их деятельности.
. 1 как я понимаю проблему? 2 Какие мои действия и какие поступки привели к возникновению и закреплению конфликта? ¨ 3 как Вы видите проблему? 4 Какие, по вашему мнению, ваши и его собственные действия лежат в основе конфликта? ¨ 5 соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? ¨ 6 как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему? ¨ 7 в каких вопросах мы с ребенком расходимся? ¨ 8 в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?
ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ –мощное невербальное сообщение, которое может заставить ребенка почувствовать себя искренне принимаемым.2. ПОДДАКИВАНИЕ ("да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.)3. ПАРАФРАЗ - передача содержания высказывания партнера другими словами. 4. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил …". 5. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.
Методика: Определение своих внутренних ресурсов
От чего ты не откажешься ни за что в своей жизни?Низший уровень потребностей:Еда-26% Интернет-43%Средний уровень потребностей (признание, защита):Любовь 16%, общение -34%, экзамен 5 %.Высший уровень потребностей: Душевное благополучие -26%, успех в карьере -11%,теплое отношение с родными -26%От чего ты получаешь чувство безопасности?Развитие и укрепление своего тела -21%, поддержка близких -34%, внутренняя гармония -5%, уверенность в завтрашнем дне -5%От чего ты получаешь чувство расслабления? Компьютер 21%, музыка26%, внутренняя гармония-16%, tv-32%, общение 16%, еда-5%, чувство удовлетворенности-5%Твои пожелания на будущее?Поступить45%, хорошая работа-26%, семья-11%, дети-5%,НЕЗНАЮ-32%, сдать ЕГЭ-26%.
Спасибо за внимание